Сборник публикаций образовательного сетевого издания «Я - Учитель»

Дидактическая игра в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рылова Татьяна Олеговна, муницальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Междуреченск
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста – определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.

Формирование сенсорной культуры младших дошкольников должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности, а также режимные моменты.

Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.

Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А. Смоленцева, Е.И. Удальцова и др.).

Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием детей младшего дошкольного возраста стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста. Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения».

Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно – установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить еще одну мысль С.Л. Рубинштейна: «...в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности...» А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал:

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую занимательную форму, привлекала к себе внимание видных зарубежных, русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В своей работе я использую большое количество дидактических игр, классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги создаём свои, которые не менее, а порой более любимы детьми.

Все эти игры просты и не требуют большой подготовки, в этом их преимущество, ведь легко ориентируясь на тематику недели систематически отрабатывать навыки сенсорного развития.

В нашей работе дидактическая игра – это способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, т.е., расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, открывает новые свойства вещей и черпает более точные понятия.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Всё это и является основой познания мира для младших дошкольников