Клемантович Дарья Сергевна, Щеглова Алина Германовна, Чебоксары, Чувашская Республика
Методические подходы к изучению предметов эстетического цикла, каким и является литература, во многом определяется специфичностью их содержания. Наиболее эффективным путем овладения учебным материалом современная психология признает деятельность, адекватную той, что вложена в изучаемый объект. Деятельность воспринимающего литературное художественное произведение столь же специфична, сложна, многогранна, требует от учащегося творческой работы воображения, активного включения работы эмоций, как и деятельность создающего произведение. «Чтение - прежде всего – сотворчество» - писала М, Цветаева. Значит, более глубоко постичь идейно - художественную ценность произведения учащийся сможет в процессе собственной творческой деятельности на материале художественного текста.
В методике вопрос о взаимодействии литературы с театром освещен недостаточно. Поэтому возникла необходимость заняться исследованием этой проблемы, которая является интересной и перспективной. Она подчеркивает возможности органичного использования межпредметных связей в рамках урока литературы.
Целью данной работы является раскрытие методики инсценировки на уроках литературы.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.
В современном мире человек активно пользуется интернетом, ему приходится много читать и анализировать. Аналитическое мышление позволяет превратить чтение в осмысленный процесс. И этот процесс развивает мышление школьника, его логику и мировоззрение.
Сложность заключается в том, что не всегда дети воспринимают героев произведения. И здесь нужно научить детей эмоционально относиться к персонажам.
Задача учителя – научить воспринимать героев произведения, задумываться над мотивами действий персонажей, рассматривать особенности характера того или иного героя. Формирование осознанного чтения повышает интерес к художественным произведениям. Инсценировка повышает интерес к литературе, помогает «оживить» урок, сделать его интересным. Инсценировка помогает развивать творчество учеников. Дети создают что-то новое, интересное, оригинальное. В результате деятельности развиваются творческие способности. Чем бы человек не занимался, он всегда использует элементы творчества. Даже в технических и математических видах деятельности без творчества
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности учащихся. В определении творчества дидакты и методисты опираются на идеи известного психолога Л.С.Выготского, который понимал творчество как «создание нового, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». В этом смысле творчество перестает быть «уделом избранных» и становится «нормальным и постоянным спутником детского развития».
Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста. Практическая разработка методики творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще М.А.Рыбниковой. Ее известный тезис «От маленького писателя к большому читателю» был принят многими методистами и учителями, чей опыт показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Очень ярко эту мысль выразил В.А.Сухомлинский: «Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества».
Творческие формы урока в зависимости от характера творческой деятельности разделяют на логические и эмоционально-образные (или эмоционально-художественные). К логическим формам принадлежат уроки-лекции, семинары, практикумы, исследования, защиты докладов, рефератов. К эмоционально-образным формам относятся урок-концерт, композиция, монтаж, урок-новелла, урок-сказка, урок - воображаемое путешествие, урок-спектакль. Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока «многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка эмоционального анализа-комментария» - все это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.
Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету. Методы и приемы театрализации и инсценирования.
Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип – принцип связи литературы с формированием читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.
В центре внимания учителя должны быть прежде всего особенности восприятия учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы, которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее освоение в единстве формы и содержания.
Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики.
Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста. Учащимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев. Этот прием можно использовать для выявления динамики фабулы, сущности конфликта, так как драматическое изложение требует точного определения действий, состояний, пояснения взаимоотношений. Инсценированием также называют создание спектакля или его фрагмента по пьесе. Можно использовать на заключительных уроках изучения драматических произведений.
Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.
Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.
Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссерский комментарий, эскизы костюмов и декораций, проводятся пробы на роль, определяется сверхзадача спектакля и тем самым выявляется идейно-художественное своеобразие пьесы.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся.
В обучении театрализации и инсценированию выделяются следующие этапы:
- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
- презентация подготовленного проекта;
- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента;преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Как уже отмечалось выше, театрализация осуществляется в несколько этапов. Подготовительный период работы - непосредственное восприятие художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения, перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим минимальный базовый культурный фонд у обучаемых. Поэтому на уроках погружения в текст особое внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре.
Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь – сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.
Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.
Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
Знакомство учеников с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности. Процесс овладения театральными терминами, даже на уровне школьного анализа, долгий. Не следует вводить все термины на одном уроке, а на следующем уже составлять сценарий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, видят не только то, что на сцене представлено, но и как. Помимо актерских ролей, ребята выделяют художников, музыкальных, световых оформителей, костюмеров, сценаристов, режиссера.
Одним из звеньев театрализации является выступление перед воображаемым зрителем (репетиционный период). В процессе репетиций кое-что будет меняться, уточняться. Задача педагога в этот период – направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценического представления. Учащиеся предварительно ознакомлены с театральными терминами, и на этом этапе им предстоит применить свои знания на практике.
Следующий этап - выступление перед реальными зрителями – презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.
Последний этап - рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему, по мнению современного методиста И.В. Сосновской «именно здесь должно формироваться художественное сознание читателя». Рефлексия – это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня?»
Пример использования технологии на внеклассном мероприятии «И гордо реет флаг державный»
Аннотация:воспитание патриотизма среди подрастающего поколения имеет поистине огромное государственное значение, ведь кардинальные экономические, социальные, культурные изменения, которые успели произойти на территории нашей страны в последнее время, предопределили переосмысление роли и места патриотизма в жизни общества, простых граждан. Настоящее мероприятие посвящено патриотическому воспитанию. Тема методической разработки в связи с происходящими событиями на государственных границах России сегодня актуальна как никогда. Гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня можно назвать стратегической задачей государства и общества. Уже с школьного возраста детям нужно прививать ответственность, доброту, чувство собственного достоинства, гражданственность, уважительное отношение к истории России, гордость за свою страну. Настоящее воспитательное мероприятие с патриотической направленностью было организовано на основе положений Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» особое место отводится именно воспитанию обучающихся, закладке нравственных, эстетических норм, формированию взглядов на мир, способности придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Для этого, разумеется, именно обучающийся должен оказаться в центре внимания. Как известно, цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания, что отлично актуализирует развитие функциональной грамотности обучающихся. Письменная задача поможет вспомнить нюансы. Необходимо сделать классный час ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, мел) и новые технологии обучения (проекторы, онлайн доски, компьютеры), а также подготовить обучающихся к решению нестандартных новых задач, научить критически мыслить, в чем и помогут методы ТРИЗ технологий.
Тема классного часа: «И горда реет флаг державный!» (по рассказу В. Катаева «Флаг»).
Тип занятия: классный час (нравственный классный час).
Форма классного часа: инсценировка, беседа, мозговой штурм, интерактивная игра.
Целевая аудитория: воспитательное мероприятие рассчитано на обучающихся 5-11 классов.
Проведение занятия возможно в актовом зале, с использованием интерактивной доски.
Цели:
1. Формирование предпосылок для становления личности как гражданина и патриота России.
2. Развитие в личности гражданской и правовой направленности.
3. Воспитание активной жизненной позиции.
Задачи:
Воспитательные:
Развитие системы знаний о своей Родине, что может быть выполнено при помощи:
- социальных сведений;
- важных исторических сведений (о жизни народа в разные исторические периоды, в том числе в тяжелые годы Великой Отечественной войны, знание героев войны).
-готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Образовательные:
- актуализация знания о произведении и творчестве автора.
Развивающие:
- развитие умения сравнивать и анализировать, обобщение информацию, умение делать выводы; развитие коммуникативных навыков учащихся, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
Положительныйопыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
ПознавательныеУУД:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет-ресурсами.
Коммуникативные УУД:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания;
отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ;
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий
Обучающиеся получат возможность научиться:
готовить исследовательские работы для участия в конференциях и конкурсах.
Методы и приёмы: поисковый метод, ТРИЗ-технологии (облако слов, квест, работа с текстом (читательская грамотность), мозговой штурм, инсценировка
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, ТРИЗ-технологии, онлайн-доски, сплошной текст, несплошной текст, образовательные переходы, основная школа, PISA, методическая разработка, инсценировка, облако слов, мозговой штурм, Патриотизм, Родина.
Этапы урока
I. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствие.
- Дорогие ребята! Россия - большая и прекрасная страна. Для каждого человека она начинается с родительского дома. В каком бы её уголке ты ни родился, ты можешь с гордостью сказать: «Это моя Родина!» Порой наша Родина оказывается в опасности, и тогда весь народ поднимается на борьбу с врагом. Так произошло в 1941 году: миллионы людей, узнав страшную весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз, как один встали на защиту Родины. Именно об этом сегодня пойдет речь на нашем мероприятии, которое посвящено событиям тех времен.
Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества.
II. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.
А погрузиться в эту атмосферу нам поможет рассказ В. Катаева «Флаг». Мы предлагаем вашему вниманию сценку, которую подготовили ребята (с какой целью?)
ИНСЦЕНИРОВКА рассказа В. Катаева «Флаг» ( подготовленная и неподготовленная в зависимости от возраста обучающихся.
-Какой символ в просмотренной сценке является самым главным для каждого из нас и почему? (Флаг, так как он символ нашей державы, наша святыня и гордость, и мы готовы его оберегать, хранить, чтобы он гордо реял над нашей страной. И во все времена флаг берегли как самое дорогое, самое ценное, ради него были готовы пожертвовать жизнью, что и сделали защитники бухты)
ПРОХОЖДЕНИЕ ДЖОЙТЕКИ (КВЕСТ) для получения ключей от учителя https://joyteka.com/ru/cabinet/edit/100819103 (код 100 819 103) (см приложение)
Ответы на вопросы во время прохождения Джойтеки:
1.Скажите, какое историческое событие в жизни России легло в основу рассказа В.П.Катаева.
2.Скажите,что объединяет стихотворение К.М.Симонова "Сын артиллериста"и рассказ В.П.Катаева "Флаг"
3.Подумайте, в чём нас хотел убедить автор своим рассказом.
ПРОХОЖДЕНИЕ ИГРЫ «СОТЫ» (см приложение)
Заполнение недостающих сот во время командной работы.
Отвечают на вопросы. Проверяют свои работы, делают вывод о единстве.
Проверка выполненной работы на интерактивной доске путем вывода результатов ответа обучающихся (загрузка фотографий работ)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По команде учителя выполняют физические упражнения в игровой форме
- Устали? Давайте отдохнем. Встаньте подтянитесь, улыбнитесь!
- Я буду называть разные эпитеты (образные определения).
Если назову эпитет, который соответствует образу героев, хлопаете; если эпитет, который не соответствует, то топаете. Начали!
- Молодцы!
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание, толерантность, патриотизм
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
постановка, формулирование и решение задачи
Регулятивные УУД:
Организованность во времени, самооценка, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; ориентируются в пространстве.
III. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализация и углубление изученного.
-Ребята, настало время работы с текстом в группах. Все тексты посвящены героям Чувашии, которые всегда готовы защитить Родину. Все они совершили настоящий подвиг! Военный, героический. Вы разделились на команды, у каждой команды свой текст и свое задание.
РАБОТА С ТЕКСТОМ (ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
Работают в группах. Отвечают на вопросы к тексту.
Делают выводы, работают в группах, выполняют тест
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации
Познавательные УУД: построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. Освоение способов совместной деятельности.
Личностные результаты:
развитие любви и интереса к языку, к слову, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;
Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности.
Личностный результат УУД: способность к самооценке
V. Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа:
оценить результаты собственной деятельности
А теперь, ребята, давайте прослушаем песню, которая, как нам кажется, символизирует одно из главных СЛОВ сегодняшнего классного часа.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» в живом исполнении или записи.
Переход по QR коду в ОПРОСНИКУМ ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» https://quick.apkpro.ru/poll/96105 для ответа на вопрос:
1.Что позволило достичь моральной победы над врагом?
Вывод ответов на экран (интерактивную доску), обсуждение ключевых слов.
- И помните о том, дорогие ребята, кто в жизни выбрал для себя «Победу» и верные моральные принципы, тот добьется высоких результатов и никогда не испугается никаких преград. Мы будем очень рады, если по прошествии сегодняшнего классного часа вы заинтересуетесь героической судьбой своих прадедов и познакомите всех нас с боевыми заслугами тех, кто приблизил Победу нашей страны в форме рассказа, письма или проекта! Спасибо!
Заключение
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром, что позволяет ученику быть субъектом деятельности в учебном процессе, активизируя его познавательную деятельность.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков - развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Старшеклассники, работая над инсценировкой, приобретают ценный опыт. Вот некоторые из них:
1. Навыки, нужные для решения одной задачи, применяются и для решения другой
2. Память способна вспомнить нужную информацию в нужную минуту
3. Умение находить проблему там, где она «спрятана» или ее не видят другие
4. Научиться интерпретировать текст, давать оценку героям, научиться думать так, как думали персонажи произведений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 1984.
3.Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.
4.Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982.
5.Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
6.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.
7.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М., 1982.
8.Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.,1993.
9.Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991.
10. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991
11. Корст Н. О. Анализ драматических произведений. – В сб. Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.
12. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.
13. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.
14. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991.
15. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.
16. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
17. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 1985
В методике вопрос о взаимодействии литературы с театром освещен недостаточно. Поэтому возникла необходимость заняться исследованием этой проблемы, которая является интересной и перспективной. Она подчеркивает возможности органичного использования межпредметных связей в рамках урока литературы.
Целью данной работы является раскрытие методики инсценировки на уроках литературы.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.
В современном мире человек активно пользуется интернетом, ему приходится много читать и анализировать. Аналитическое мышление позволяет превратить чтение в осмысленный процесс. И этот процесс развивает мышление школьника, его логику и мировоззрение.
Сложность заключается в том, что не всегда дети воспринимают героев произведения. И здесь нужно научить детей эмоционально относиться к персонажам.
Задача учителя – научить воспринимать героев произведения, задумываться над мотивами действий персонажей, рассматривать особенности характера того или иного героя. Формирование осознанного чтения повышает интерес к художественным произведениям. Инсценировка повышает интерес к литературе, помогает «оживить» урок, сделать его интересным. Инсценировка помогает развивать творчество учеников. Дети создают что-то новое, интересное, оригинальное. В результате деятельности развиваются творческие способности. Чем бы человек не занимался, он всегда использует элементы творчества. Даже в технических и математических видах деятельности без творчества
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности учащихся. В определении творчества дидакты и методисты опираются на идеи известного психолога Л.С.Выготского, который понимал творчество как «создание нового, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». В этом смысле творчество перестает быть «уделом избранных» и становится «нормальным и постоянным спутником детского развития».
Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста. Практическая разработка методики творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще М.А.Рыбниковой. Ее известный тезис «От маленького писателя к большому читателю» был принят многими методистами и учителями, чей опыт показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Очень ярко эту мысль выразил В.А.Сухомлинский: «Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества».
Творческие формы урока в зависимости от характера творческой деятельности разделяют на логические и эмоционально-образные (или эмоционально-художественные). К логическим формам принадлежат уроки-лекции, семинары, практикумы, исследования, защиты докладов, рефератов. К эмоционально-образным формам относятся урок-концерт, композиция, монтаж, урок-новелла, урок-сказка, урок - воображаемое путешествие, урок-спектакль. Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока «многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка эмоционального анализа-комментария» - все это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.
Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету. Методы и приемы театрализации и инсценирования.
Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип – принцип связи литературы с формированием читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.
В центре внимания учителя должны быть прежде всего особенности восприятия учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы, которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее освоение в единстве формы и содержания.
Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики.
Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста. Учащимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев. Этот прием можно использовать для выявления динамики фабулы, сущности конфликта, так как драматическое изложение требует точного определения действий, состояний, пояснения взаимоотношений. Инсценированием также называют создание спектакля или его фрагмента по пьесе. Можно использовать на заключительных уроках изучения драматических произведений.
Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.
Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.
Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссерский комментарий, эскизы костюмов и декораций, проводятся пробы на роль, определяется сверхзадача спектакля и тем самым выявляется идейно-художественное своеобразие пьесы.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся.
В обучении театрализации и инсценированию выделяются следующие этапы:
- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
- презентация подготовленного проекта;
- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента;преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Как уже отмечалось выше, театрализация осуществляется в несколько этапов. Подготовительный период работы - непосредственное восприятие художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения, перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим минимальный базовый культурный фонд у обучаемых. Поэтому на уроках погружения в текст особое внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре.
Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь – сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.
Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.
Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
Знакомство учеников с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности. Процесс овладения театральными терминами, даже на уровне школьного анализа, долгий. Не следует вводить все термины на одном уроке, а на следующем уже составлять сценарий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, видят не только то, что на сцене представлено, но и как. Помимо актерских ролей, ребята выделяют художников, музыкальных, световых оформителей, костюмеров, сценаристов, режиссера.
Одним из звеньев театрализации является выступление перед воображаемым зрителем (репетиционный период). В процессе репетиций кое-что будет меняться, уточняться. Задача педагога в этот период – направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценического представления. Учащиеся предварительно ознакомлены с театральными терминами, и на этом этапе им предстоит применить свои знания на практике.
Следующий этап - выступление перед реальными зрителями – презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.
Последний этап - рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему, по мнению современного методиста И.В. Сосновской «именно здесь должно формироваться художественное сознание читателя». Рефлексия – это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня?»
Пример использования технологии на внеклассном мероприятии «И гордо реет флаг державный»
Аннотация:воспитание патриотизма среди подрастающего поколения имеет поистине огромное государственное значение, ведь кардинальные экономические, социальные, культурные изменения, которые успели произойти на территории нашей страны в последнее время, предопределили переосмысление роли и места патриотизма в жизни общества, простых граждан. Настоящее мероприятие посвящено патриотическому воспитанию. Тема методической разработки в связи с происходящими событиями на государственных границах России сегодня актуальна как никогда. Гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня можно назвать стратегической задачей государства и общества. Уже с школьного возраста детям нужно прививать ответственность, доброту, чувство собственного достоинства, гражданственность, уважительное отношение к истории России, гордость за свою страну. Настоящее воспитательное мероприятие с патриотической направленностью было организовано на основе положений Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» особое место отводится именно воспитанию обучающихся, закладке нравственных, эстетических норм, формированию взглядов на мир, способности придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Для этого, разумеется, именно обучающийся должен оказаться в центре внимания. Как известно, цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания, что отлично актуализирует развитие функциональной грамотности обучающихся. Письменная задача поможет вспомнить нюансы. Необходимо сделать классный час ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, мел) и новые технологии обучения (проекторы, онлайн доски, компьютеры), а также подготовить обучающихся к решению нестандартных новых задач, научить критически мыслить, в чем и помогут методы ТРИЗ технологий.
Тема классного часа: «И горда реет флаг державный!» (по рассказу В. Катаева «Флаг»).
Тип занятия: классный час (нравственный классный час).
Форма классного часа: инсценировка, беседа, мозговой штурм, интерактивная игра.
Целевая аудитория: воспитательное мероприятие рассчитано на обучающихся 5-11 классов.
Проведение занятия возможно в актовом зале, с использованием интерактивной доски.
Цели:
1. Формирование предпосылок для становления личности как гражданина и патриота России.
2. Развитие в личности гражданской и правовой направленности.
3. Воспитание активной жизненной позиции.
Задачи:
Воспитательные:
Развитие системы знаний о своей Родине, что может быть выполнено при помощи:
- социальных сведений;
- важных исторических сведений (о жизни народа в разные исторические периоды, в том числе в тяжелые годы Великой Отечественной войны, знание героев войны).
-готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Образовательные:
- актуализация знания о произведении и творчестве автора.
Развивающие:
- развитие умения сравнивать и анализировать, обобщение информацию, умение делать выводы; развитие коммуникативных навыков учащихся, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
Положительныйопыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
ПознавательныеУУД:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет-ресурсами.
Коммуникативные УУД:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания;
отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ;
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий
Обучающиеся получат возможность научиться:
готовить исследовательские работы для участия в конференциях и конкурсах.
Методы и приёмы: поисковый метод, ТРИЗ-технологии (облако слов, квест, работа с текстом (читательская грамотность), мозговой штурм, инсценировка
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, ТРИЗ-технологии, онлайн-доски, сплошной текст, несплошной текст, образовательные переходы, основная школа, PISA, методическая разработка, инсценировка, облако слов, мозговой штурм, Патриотизм, Родина.
Этапы урока
I. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствие.
- Дорогие ребята! Россия - большая и прекрасная страна. Для каждого человека она начинается с родительского дома. В каком бы её уголке ты ни родился, ты можешь с гордостью сказать: «Это моя Родина!» Порой наша Родина оказывается в опасности, и тогда весь народ поднимается на борьбу с врагом. Так произошло в 1941 году: миллионы людей, узнав страшную весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз, как один встали на защиту Родины. Именно об этом сегодня пойдет речь на нашем мероприятии, которое посвящено событиям тех времен.
Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества.
II. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.
А погрузиться в эту атмосферу нам поможет рассказ В. Катаева «Флаг». Мы предлагаем вашему вниманию сценку, которую подготовили ребята (с какой целью?)
ИНСЦЕНИРОВКА рассказа В. Катаева «Флаг» ( подготовленная и неподготовленная в зависимости от возраста обучающихся.
-Какой символ в просмотренной сценке является самым главным для каждого из нас и почему? (Флаг, так как он символ нашей державы, наша святыня и гордость, и мы готовы его оберегать, хранить, чтобы он гордо реял над нашей страной. И во все времена флаг берегли как самое дорогое, самое ценное, ради него были готовы пожертвовать жизнью, что и сделали защитники бухты)
ПРОХОЖДЕНИЕ ДЖОЙТЕКИ (КВЕСТ) для получения ключей от учителя https://joyteka.com/ru/cabinet/edit/100819103 (код 100 819 103) (см приложение)
Ответы на вопросы во время прохождения Джойтеки:
1.Скажите, какое историческое событие в жизни России легло в основу рассказа В.П.Катаева.
2.Скажите,что объединяет стихотворение К.М.Симонова "Сын артиллериста"и рассказ В.П.Катаева "Флаг"
3.Подумайте, в чём нас хотел убедить автор своим рассказом.
ПРОХОЖДЕНИЕ ИГРЫ «СОТЫ» (см приложение)
Заполнение недостающих сот во время командной работы.
Отвечают на вопросы. Проверяют свои работы, делают вывод о единстве.
Проверка выполненной работы на интерактивной доске путем вывода результатов ответа обучающихся (загрузка фотографий работ)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По команде учителя выполняют физические упражнения в игровой форме
- Устали? Давайте отдохнем. Встаньте подтянитесь, улыбнитесь!
- Я буду называть разные эпитеты (образные определения).
Если назову эпитет, который соответствует образу героев, хлопаете; если эпитет, который не соответствует, то топаете. Начали!
- Молодцы!
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание, толерантность, патриотизм
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
постановка, формулирование и решение задачи
Регулятивные УУД:
Организованность во времени, самооценка, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; ориентируются в пространстве.
III. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализация и углубление изученного.
-Ребята, настало время работы с текстом в группах. Все тексты посвящены героям Чувашии, которые всегда готовы защитить Родину. Все они совершили настоящий подвиг! Военный, героический. Вы разделились на команды, у каждой команды свой текст и свое задание.
РАБОТА С ТЕКСТОМ (ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
Работают в группах. Отвечают на вопросы к тексту.
Делают выводы, работают в группах, выполняют тест
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации
Познавательные УУД: построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. Освоение способов совместной деятельности.
Личностные результаты:
развитие любви и интереса к языку, к слову, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;
Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности.
Личностный результат УУД: способность к самооценке
V. Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа:
оценить результаты собственной деятельности
А теперь, ребята, давайте прослушаем песню, которая, как нам кажется, символизирует одно из главных СЛОВ сегодняшнего классного часа.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» в живом исполнении или записи.
Переход по QR коду в ОПРОСНИКУМ ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» https://quick.apkpro.ru/poll/96105 для ответа на вопрос:
1.Что позволило достичь моральной победы над врагом?
Вывод ответов на экран (интерактивную доску), обсуждение ключевых слов.
- И помните о том, дорогие ребята, кто в жизни выбрал для себя «Победу» и верные моральные принципы, тот добьется высоких результатов и никогда не испугается никаких преград. Мы будем очень рады, если по прошествии сегодняшнего классного часа вы заинтересуетесь героической судьбой своих прадедов и познакомите всех нас с боевыми заслугами тех, кто приблизил Победу нашей страны в форме рассказа, письма или проекта! Спасибо!
Заключение
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.
Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром, что позволяет ученику быть субъектом деятельности в учебном процессе, активизируя его познавательную деятельность.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков - развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Старшеклассники, работая над инсценировкой, приобретают ценный опыт. Вот некоторые из них:
1. Навыки, нужные для решения одной задачи, применяются и для решения другой
2. Память способна вспомнить нужную информацию в нужную минуту
3. Умение находить проблему там, где она «спрятана» или ее не видят другие
4. Научиться интерпретировать текст, давать оценку героям, научиться думать так, как думали персонажи произведений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 1984.
3.Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.
4.Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982.
5.Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
6.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.
7.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М., 1982.
8.Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.,1993.
9.Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991.
10. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991
11. Корст Н. О. Анализ драматических произведений. – В сб. Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.
12. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.
13. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.
14. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991.
15. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.
16. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
17. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 1985