Сборник публикаций образовательного сетевого издания «Я - Учитель»

Методические рекомендации по работе пастелью

Начало работы

Для удобства в работе бумага должна быть хорошо закреплена на планшете. С этой целью можно использовать клейкую ленту, кнопки или зажимы. Небольшой лист достаточно закрепить только в верхней части, листы бумаги большого формата закрепляют по четырем углам. Наиболее надежный способ — использование клейкой ленты: половина ленты приходится на край листа, а другая половина — на планшет. По окончании работы клейкая лента осторожно удаляется.

Планшет можно держать на коленях в наклонном положении, оперев его на спинку стула или край стола. Удобнее использовать специальную подставку — мольберт.

Как держать пастельный мелок

Держать целый пастельный мелок или его небольшой кусочек можно различными способами, в зависимости от того, какой красочный след предполагается получить на бумаге. Как правило, используются большой, указательный и средний пальцы.

Во время одновременной работы с несколькими пастельными мелками разного цвета рекомендуется иметь под рукой хлопчатобумажную тряпочку или бумажную салфетку, которая предохранит мелки от падения и от соприкосновения друг с другом. Тряпочкой также очищают пальцы и мелки, испачкавшиеся от других мелков или от пальцев.

Выполнение наброска

Приступая к выполнению любой пастельной работы, сначала необходимо наметить общие контуры изображаемого предмета. Линии наброска должны быть тонкими и легкими, чтобы в случае ошибки их без труда можно было удалить. Линии наброска в общих чертах, контурно передают форму и пропорции предметов, характер движения натуры, указывают границы участков, на которые следует наносить цвета. Очень важно тщательно соблюдать пределы этих контуров и не вторгаться на участки, предназначенные для другого цвета. Начиная с первого красочного слоя, следует выбрать определенный тональный масштаб, чтобы передать в изображении светотональные отношения.

Техника пастельной живописи

В пастельной технике используются изобразительные средства рисунка: точки, линии, штрихи. Кроме того, штриховая техника комбинируется с техникой нанесения цветовых пятен с растушевкой нанесенных красочных слоев. При этом добиваются особых цветовых и светотеневых эффектов, свойственных живописной технике.

Основные приемы: растушевка, слияние цветов, тональная градация

Штрихи пастельным мелком наносятся на основу любой частью его поверхности (торцевой частью, кончиком или боковой гранью), у пастельного карандаша можно использовать только кончик его грифеля. При нанесении равномерных штрихов вплотную один к другому или одного штриха на другой образуется цветовое пятно.

Толщина линии зависит от того, каким образом пастельный мелок соприкасается с бумагой, какую его поверхность используют, с какой силой нажимают на него: чем с большей силой нажимать мелком, тем более толстые, насыщенные и выразительные будут получаться штрихи. Предварительные очертания предметов наносят легкими линиями и штрихами, которые при необходимости легко стереть.

Пастель не любит многократного перемешивания цветовых слоев и активного вмешательства в красочный слой.

При многократном нанесении штрихов друг на друга наступает момент, когда частицы пастели больше не закрепляются на бумаге и начинают осыпаться. Это так называемая точка насыщения бумаги.

Цветовой тон

Многократное проведение мелком по одному и тому же месту делает цветовой тон интенсивнее и темнее. Для получения более светлых тонов достаточно слегка нажимать мелком на бумагу или наносить штрихи на некотором расстоянии друг от друга. Чем чаще наносятся штрихи, тем темнее полученный тон. С помощью тональной градации достигается впечатление объемности изображаемого предмета.

Слияние и растушевка цветов

Кроющая способность пастели используется при выполнении такого художественного приема, как слияние цветовых тонов. Оно достигается растиранием пальцем (или другим приспособлением) двух цветовых тонов, нахдящихся рядом друг с другом или нанесенных один на другой, результатом чего является однородное смешивание цветов. В зависимости от того, какого цвета был первый красочный слой, а какого — второй, наносилась ли светлая краска поверх темной или наоборот, получают различные результаты.

Летучесть частиц пастели позволяет делать цветовую растяжку и растушевывать ее до почти полного исчезновения цветового тона. Для того, чтобы превратить отдельные штрихи в однородное цветовое пятно и слить тона на переходах, достаточно слегка провести пальцами (или приспособлениями) по поверхности слоя. Растушевка позволяет получить новые цветовые тона и добиться различных художественных эффектов. На конечный результат влияет направление, в котором выполняется растушевка. Под действием растушевки контуры красочного пятна становятся нечеткими, размытыми. С помощью различных инструментов растушевка выполняется по-разному — это позволяет делать соответствующую нюансировку и вносить исправления.

Для растушевки и слияния тонов используются одни и те же инструменты. При помощи кисти в форме веера, мягкой хлопчатобумажной тряпочки, чистой и сухой натуральной губки цвета смешиваются мягче, чем при использовании пальцев, т.к. естественные выделения кожи рук — влага и жир — усиливают сцепление частиц пастельной краски с бумагой. На большой поверхности растушевка выполняется ладонью.

В отличие от растушевки слияние тонов сохраняет плотность красочного слоя и смягчает резкие переходы цветового тона. При растушевке или слиянии цветов тональной градации, выполненной штриховкой, штрихи частично сохраняют свою структуру и графический характер.

Любой цвет можно осветлить или нюансировать, нанеся на него белым мелком штрихи или сплошной красочный слой. На цветной бумаге результат будет более выразительным, чем на белой бумаге.

Как сделать пробелы

В процессе работы пастелью пробелы нужны для того, чтобы избежать нежелательного смешивания красок и излишнего их насыщения. Пробелы необходимо предусмотреть до нанесения штрихов и покрытия основы красочным слоем. Сохранить тот или иной участок бумаги не закрашенным можно самыми разными способами. Прежде всего, можно работать мелком вокруг оставляемых нетронутыми участков, обходя их и придавая им нужную форму в процессе работы. Можно использовать трафарет или клейкую ленту, которые накладываются на те участки изображения, которые должны остаться не закрашенными. Клейкая лента позволяет предохранить от закрашивания участки с прямыми контурами. Она также может служить рамкой для пастельной работы, но удалять ее с основы нужно с большой осторожностью.

Сделать пробел на поверхности бумаги с нанесенным тонким слоем пастели можно несколькими осторожными движениями чистой хлопчатобумажной тряпочкой. Плотный красочный слой пастели нужно предварительно растушевать, чтобы снять с поверхности бумаги как можно большее количество пигмента, а оставшийся после растушевки слой стереть мягким ластиком, изготовленным из специальной массы, к которой легко прилипают частицы пастели. «Пробелы» на цветной бумаге имеют цвет основы, что необходимо учитывать в работе.

Слияние цветов

При рассматривании изображения с определенного расстояния разноцветные штрихи, нанесенные рядом друг с другом или один на другой, зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета, происходит визуальное (оптическое) смешивание цветов. Штрихи двух цветов сливаются в одно сплошное цветовое пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешивания цветов на небольших участках. При нанесении одного красочного слоя на другой частицы пигмента пастельных мелков соединяются между собой, результатом чего является механическое слияние цветов. Лучшим инструментом для выполнения этого приема служит подушечка пальца.

В пастели для получения какого- либо тона не всегда рекомендуется смешивать цвета, так как при этом снижается интенсивность цвета. К смешиванию цветов прибегают главным образом при выполнении таких художественных приемов, как цветовая градация и растушевка.

Пастель на цветной бумаге

Цвет бумаги очень важен. На белой бумаге цветовые тона зависят от того, с какой силой нажимают мелком на бумагу. Самый светлый тон соответствует белизне бумаги. Но при работе на цветной бумаге нужно принимать во внимание контраст между цветом пастели и цветом бумаги, учитывая, что при нанесении тонкого красочного слоя цвет бумаги сливается с цветом пастельного мелка, создавая новый оттенок. Только плотный красочный слой полностью скрывает цвет бумаги.

Результат, получаемый при работе одними и теми же пастельными мелками на бумаге разных цветов, различен. Если какой-либо участок бумаги останется не закрашенным, ее цвет становится составной частью рисунка. Кроме того, при нанесении пастелью тонкого красочного слоя цвет бумаги, а также ее фактура всегда просвечивают сквозь него. Таким образом, цветовая гамма, воспринимаемая нашим глазом, оказывается результатом смешивания цвета бумаги и цвета пастели. В пастельной технике цвет бумаги очень часто используется для создания взаимного цветового контраста. Темные тона, нанесенные на темную бумагу, выглядят светлее, чем они есть на самом деле.

Важно также учитывать эффект, получающийся при добавлении белого цвета. В наборе пастели рекомендуется иметь мелки серого цвета и нескольких его оттенков.

Исправления в работе

Старайтесь вносить исправления на ранних стадиях работы, при еще слабой насыщенности красочного слоя, т.к. исправление может отрицательно сказаться на конечном результате. По этой же причине следует сохранять нетронутыми те участки бумаги, на которые будет нанесен слой другого цвета.

Уменьшить интенсивность цветового тона можно при помощи растушевки. В случае необходимости, ошибочно нанесенные штрихи и тональные пятна можно стереть ластиком. Легкие штрихи, без сильного нажима нанесенные на бумагу, поддаются исправлению, в то время как толстые, насыщенные штрихи и плотный слой пастели полностью удалить с поверхности бумаги трудно. Попытка стереть ластиком очень плотный насыщенный красочный слой приводит к тому, что пастельная работа становится неаккуратной. Чтобы не допустить этого, следует обрызгать изображение фиксативом, не пытаясь стереть оставшиеся следы, обеспечивая, таким образом, сцепление вновь наносимых частиц пастели с бумагой. Через несколько минут на этот первый красочный слой, перекрывая его, можно нанести новый слой другого цвета.

Выполнение исправлений пальцами

Пальцы художника служат основным инструментом, с помощью которого изменяются очертания изображения и насыщенность цветового тона, корректируется направление, в котором выполнена растушевка, и т. д. По мере накопления практического опыта художник приобретает почти автоматический навык использования каждого пальца руки для работы только с одним определенным цветом.

Исправления на цветной бумаге

Для восстановления цвета бумаги тонкий красочный слой удаляется растушевкой, плотный красочный слой в лучшем случае станет полупрозрачным. Поверх него можно наносить новый красочный слой, учитывая, что цвет бумажной основы изменился. В худшем случае бумагу можно использовать в работе, перевернув ее обратной стороной.

Использование цветной пыли

Получить пастельную пыль можно, поскоблив ножом поверхность пастельного мелка. Работают с цветной пылью при помощи пальцев или растушевки. Пастельную пыль, которая скапливается в нижней части мольберта или планшета и представляет собой смесь всех цветов, имеет смысл собирать и хранить в маленькой баночке точно так же, как и обломки пастельных мелков. Все это может пригодиться для создания цветового фона, покрытия красочным слоем определенного участка белой или цветной бумаги и т. д.

Работа с мелками

Каждый изображаемый предмет обладает собственным цветом. Для передачи его объемности художнику требуются пастельные мелки различных цветов и оттенков. Пастельная работа подразумевает постоянную смену цветных мелков. Значительную часть времени он тратит на тщательный подбор пастельных мелков необходимых цветов. Следует выработать навыки, облегчающие этот процесс: возвращая мелок в коробку, нужно класть его на свое место, соблюдая определенный порядок. В противном случае, когда в следующий раз потребуется мелок этого цвета, придется терять время на его поиски.

Используемые мелки укладывают в коробку с поролоновым вкладышем в определенном порядке, в соответствии с цветовыми группами. В одном ряду должны быть сосредоточены мелки теплых цветов, в другом — холодных. Свободное пространство в ячейках целесообразно использовать для хранения кусочков пастельных мелков, относящихся к одной цветовой группе. Можно объединить и различные оттенки одного цвета. Благодаря такому упорядоченному расположению мелки всех цветов и оттенков, необходимые в работе, займут немного места и всегда будут под рукой.

Намереваясь изобразить конкретный объект, следует в первую очередь определить, мелков каких цветов для этого потребуются, и заполнить ими ячейки специальной коробки в строго определенном порядке. Это позволит хранить нужные для работы мелки на небольшом пространстве, создаст возможность обзора и быстрого выбора мелка подходящего оттенка в процессе работы.

Что делать с обломками пастельных мелков

Пастельные мелки отличаются большой хрупкостью, в процессе работы они неизбежно ломаются. Уже через несколько часов работы целые пастельные мелки превращаются в небольшие кусочки. Выбрасывать обломки пастельных мелков не следует, г. к. они могут пригодиться в дальнейшем. Их нужно сохранять, раскладывая кусочки разного размера в ячейки коробки, специально для этого предназначенной.

Пастельные мелки обычно продаются завернутыми в специальные защитные бумажные обертки. До тех пор, пока обертка с мелка не удалена, его цвет легко определить благодаря надписи на ней. После снятия обертки эта информация теряется. Пока художник рисует, у него нет необходимости знать название используемой пастельной краски. Однако эти сведения потребуются, когда возникнет необходимость восполнить израсходованный мелок. По этой причине очень полезно иметь под рукой таблицу цветов, позволяющую определить название цвета.

https://vk.com/wall-221600537_35

Instagram Елена Таткина @elenatatkina

Instagram Ирина Климова @irinaklimova

Сайт художника Майкла Нормана http://www.michaeljnorman.co.uk

Сайт художника Майка Бимана https://www.mikebeeman.com/

Сайт художника Ричарда МакКинли http://mckinleystudio.com/

Facebook Карен Маргулис https://www.facebook.com/karenmargulisart/

Сайт художници Зарии Форман https://www.zariaforman.com