Сборник публикаций образовательного сетевого издания «Я - Учитель»

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Коваленко Наталья Павловна, БОУ г.Омска "Гимназия № 146", г. Омск


Литература всегда занимала особое место в культуре любой нации. Она определяет уровень развития общества. На сегодняшний день существуют разные мнения по поводу важности чтения. Однако, большинство отмечает высокое значение литературы и ее исключительную роль в формировании личности.

Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством информации, но

осознанной она бывает не всегда. Мы живем в век информационного избытка.

Умения работать с текстами и понимать прочитанное—один из главных навыков, позволяющих облегчить процессы работы и учебы.

Здесь идет речь о читательской грамотности, одном из направлений функциональной грамотности.

Читательская грамотность—способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение отличается от читательской грамотности, зачастую оно понимается как перевод букв в звуки, а умение читать ассоциируется с чтением вслух. Здесь обычно оценивается скорость чтения.

Читательская грамотность обладает более широким спектром компетенций: от знания слов, грамматики и структуры текста до представлений о мире. Она включает и осознание области своего непонимания, умения восстанавливать и поддерживать свои знания на должном уровне.

Базовым предметом, способствующим формированию читательской грамотности , считаются уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.

Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя.

В течении продолжительного времени педагоги начальной школы и исследователи в данной области говорили о работе с текстами, но при этом не выделяли ее ,как важную задачу.

Жизнь в стремительно меняющемся мире предъявляет к чтению новые задачи: быстро растет количество письменных материалов, меняются их форматы, Донести информацию или понять ее с помощью текстов становится все труднее. Как следствие, изменяются и задачи обучения, в частности — умение учиться с помощью текстов.

На сегодняшний день перед современной начальной школой поставлена задача формирования читательской грамотности младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО читательская грамотность - это один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС НОО к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с текстом, а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.

Читательская грамотность включает в себя следующие умения, необходимые для работы с текстами::

1)умения извлекать из текста информацию и строить на ее основе элементарные суждения:

- умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

-умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

-опираясь на текст сформулировать элементарные выводы;

2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать , интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя:

- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

-реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Младший школьный возраст является наиболее эффективным для формирования читательской грамотности. Для того, чтобы решение данной проблемы было успешным, необходимо создание психолого-педагогических условий, направленных на поддержку и развитие детского чтения в образовательном пространстве школы.

Формирование читательской грамотности у младших школьников предполагает создание необходимых для этого условий, а также учет факторов на уровне школы, на уровне учителя и на уровне ученика. Педагоги для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности должны использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, применяя разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности. Большую роль в формировании читательской культуры младших школьников играют уроки литературного чтения, где дети учатся работать с текстом и получать для себя новую информацию. В качестве важнейшего условия формирования читательской грамотности младших школьников выделяют организацию работы с учебными заданиями на уроках литературного чтения.

Формирование читательской грамотности предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения у ребенка произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и само воспитанию. Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий.

1.Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе , но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений). В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов:

1) прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;

2) прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;

3) прием «знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, таки на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнали», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;

4) прием «уголки» использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого- либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая – отрицательных , обосновывая свое мнение цитатами из текста:

5) прием «написания творческих работ», играющих большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития.

2.Технология проблемного обучения, предполагающая создание

проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности

младших школьников, заключающейся в поиске и решении

сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть

за отдельными фактами явления.

Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:

) проблемные ситуации между двумя (или более) положениями: одновременное

предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения;

«столкнуть» разныемнения школьнтков с помощью вопросаили практическго

задания:

2) проблемные ситуации между житейским представлением младших школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

3. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата - создание проекта.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:

1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;

2) выполнение творческой работы - иллюстрации к произведения, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;

3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки.

4. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов:

1) «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;

2) «крестики- нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;

3)«древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).

5. Информационно-коммуникационная технология, котораяв

рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При

проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

б. Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.

7. Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности младших школьников. При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой школьников на работу.

Таким образом, сочетание указанных в данной статье приемов, способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятельность».

Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получитьнужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

Список литературы.

1)Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. - 2017. -N° 2. - С. 34-37.

2)ИсаеваО.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О.В.

Исаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт.- 2014.-№ 20.-

С 4056-4060

3) Колесова 0.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В. Колесова. - Нижний Новгород : НГПУ, 2018 - 54 с.

4)Методика преподавания литературы [Текст]: Учебная хрестоматия практикум / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.

..