Муртазина Лилия Рафаиловна, МБОУ «СОШ №1», г. Магнитогорск
Этапы работы:
1.Актуальность выбранной темы.
2.Комплекс упражнений рефлексивного характера в обучении иностранному языку (английскому) на младшем этапе .
3.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.
4.Анализ и подведение итогов.
1.Актуальность выбранной темы.
2.Комплекс упражнений рефлексивного характера в обучении иностранному языку (английскому) на младшем этапе .
3.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.
4.Анализ и подведение итогов.
Актуальность темы самообразования заключается в том, что одним из важнейших вопросов современной теории и методики обучения иностранным языкам является поиск способов совершенствования не только предметных, но и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательной программы. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования, обучающийся должен уметь самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, владеть навыками познавательной деятельности и рефлексии, в достаточной степени осознавать совершаемые действия и мыслительные процессы, их результаты и основания, границы своего знания и незнания, новые познавательные задачи и средства их достижения.
Целью моей работы является обоснование роли рефлексивных задач в обучении английскому языку на младшем этапе.
Задачи:
1) обобщить и уточнить значимость рефлексии и рефлексивного подхода в обучении иностранному (английскому) языку на младшем этапе;
2) изучить вопрос классификации рефлексивных задачв обучении иностранному языку;
3) проанализировать и дополнить комплекс рефлексивных упражнений учебного пособия «Spotlight» (4 класс).
Задачи:
1) обобщить и уточнить значимость рефлексии и рефлексивного подхода в обучении иностранному (английскому) языку на младшем этапе;
2) изучить вопрос классификации рефлексивных задачв обучении иностранному языку;
3) проанализировать и дополнить комплекс рефлексивных упражнений учебного пособия «Spotlight» (4 класс).
Проблема рефлексии является одной из важных в методике преподавания иностранных языков. Ведутся множество оживленных споров методистов и педагогов, какое точное определение рефлексии выбрать.
Особенно большой вклад в исследование проблемы рефлексии внесли многие российские методисты и педагоги: Н.Г. Алексеев, Е.Н. Соловова, А.С. Макаренко, Я.А. Пономарева, Г.П. Щедровицкий, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанов.
Особенно большой вклад в исследование проблемы рефлексии внесли многие российские методисты и педагоги: Н.Г. Алексеев, Е.Н. Соловова, А.С. Макаренко, Я.А. Пономарева, Г.П. Щедровицкий, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанов.
Рассмотрим самые актуальные для нашего исследования определения.
По Я.А. Пономареву, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
Н.Г Алексеев говорит о том, что основная идея рефлексии в процессе познания заключается в смещении центральной задачи с объяснения на поиск и преобразование.
Г.П. Щедровицкий рассматривает рефлексию как некоторый смысл, фиксирующий опыт самосознания, важнейший механизм человеческой социальной жизни во всех ее формах и проявлениях, и как источник и средство свободы человеческой личности.
В своем исследовании я буду опираться на определения В.Г. Богина и Н.Н. Суртаевой. В.Г. Богин и Н.Н. Суртаева, которые понимают под рефлексией как обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний, т.е. ко всему, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.д., а также поиск оснований всего этого: как, почему, зачем он так видит, делает, думает, чувствует.
Ученые (А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенова) выделяют следующие виды рефлексии:
1. По цели:
- рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с участниками педагогического взаимодействия);
- рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);
- рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов). (А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенова)
2. По функциям:
В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А.В. Карпов, А.С. Шаров выделяют следующие ее виды:
- Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
- Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
- Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.
3. По типу урока:
- после усвоения ЗУН (знаний умений и навыков);
- промежуточная;
- контрольная;
- итоговая
В связи с введением в школе новых стандартов общего образования в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметность соединяет в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а переосмысливает важнейшие этапы и понятия, осознает свой процесс учения. Создаются условия, чтобы, несмотря на разные предметы, ученик проделывал одно и то же: рефлексировал собственный опыт работы, что обеспечивается рефлексивным подходом обучения.
Под рефлексивным подходом ученые понимают:
- Рефлексивный подход - использование в процессе образовательной деятельности личностных механизмов рефлексии, то есть осознание субъектом деятельности ее элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа. Рефлексия является средством фиксации достигнутых результатов и непременным атрибутом, сопровождающим индивидуальную образовательную траекторию обучающегося и педагога.
- Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. Техника рефлексивной работы включает приёмы, в результате которых человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя. Таким образом, рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности.
В результате анализа понятия рефлексии, сущности рефлексивного подхода в обучении иностранному языку, мы приходим к выводу, что рефлексия способствует более осознанной учебной иноязычной деятельности учащихся, более эффективному формированию умений и навыков письма, говорения, аудирования и чтения на уроках иностранного языка (английского).
Понятие «рефлексивная задача» рассматривается у авторов, занимающихся вопросами рефлексии в методике преподавания иностранных языков (Г.П. Звенигородская, В.А. Далингер, В.В. Котенко, В.А. Метаева, В.А. Сластенин, И.М. Юсупов).
Под рефлексивными задачами педагоги, психологи и методисты обычно понимают такие задачи, которые способствуют осознанию процесса их решения.
По мнению Г.П. Звенигородской, рефлексивная задача - задача, способствующая формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий. (сайт литературовед: http://www.school-essays.info/refleksivnyj-vopros/ )
В.А. Далингер понимает под рефлексивными задачами - задачи, которые направлены на формирование у учащихся умения проводить самостоятельный анализ процесса решения задачи, умения рассматривать способы собственных действий. Ученый высказывает мнение о том, что решение рефлексивных задач должно быть направлено на формирование у учащихся учебных действий: анализа условия задачи для обнаружения основного отношения, моделирования выделенного отношения в графической или знаковой форме, контроль за выполняемыми действиями, оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи.
Выше перечисленные ученые приходят к выводу, что в процессе решения рефлексивных задач у младшего школьника формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекции, рефлексивные умения:
- критически относиться к каждому умозаключению и шагу в решении, аргументировать их;
- выдвигать гипотезы и проверять их истинность/ложность;
- осмысленно выстраивать последовательность собственных действий, цепочки умозаключений при решении задачи, постоянно проверяя ход собственных рассуждений;
- связывать в единое целое различные варианты решения задачи, разные подходы к решению;
- определять и аргументировать собственную позицию.
В своем исследовании я считаю целесообразным предложить следующую классификацию рефлексивных задач при обучении иностранному языку (английскому).
1) Задания, направленные на рефлексию собственной мотивации к изучению иностранного языка (английского);
2) Задания, направленные на рефлексию своего настроения, эмоционального состояния в процессе иноязычной деятельности. Эти задания можно проводить в начале, в середине и в конце урока;
3) Задания, направленные на рефлексию содержания учебного материала: интересно- не интересно, современно- несовременно, актуально- неактуально, лично для меня- не лично для меня;
4) Задания, направленные на рефлексию своих умений и навыков говорения, чтения, аудирования и письма (могу- не могу);
5) Задания, направленные на способы достижения результата в иноязычной деятельности (как? Получилось- не получилось).
Под рефлексивными упражнениями методисты - практики понимают упражнения, которые помогают ученикам оценить их деятельность на уроке, проверить знания детей на пройденную тему.
Я считаю, что рефлексивные упражнения- упражнения, которые обеспечивают проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. Акцент направлен на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления механизма.
В пособии Spotlight за 4 класс автора Надежды Быковой представлены следующие рефлексивные упражнения:
- talk about location;
- name personal items;
- talk about activities;
- talk about appearance and character;
-write about actions happening now;
- write about a relative;
-tell about your favourite food
-ask for give/refuse permission
-write about your pet
-express feelings
-write about the best day of the year
-talk about your holiday plans
-ask and answer questions
-write a letter about your holiday
Анализ списка упражнений показал, что в пособии кроме речевых упражнений (подлинно коммуникативные или речевые упражнения (РУ), условно-коммуникативные или условно-речевые упражнения (УРУ) – имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) присутствуют и упражнения рефлексивного характера в конце каждого модуля, но лишь рефлексивные упражнения, основанные на таком виде рефлексивных задач, как задания, направленные на рефлексию своих умений и навыков говорения и письма. В пособии отсутствуют упражнения, направленные на рефлексию своего эмоционального состояния, рефлексию содержания учебного материала, а также на рефлексию своих умений и навыков аудирования и чтения, а главное, на рефлексию собственной мотивации изучения иностранного языка (английского), что обеспечивает более осознанную учебную деятельность с позиции этих аспектов.
Таким образом, в связи с вышесказанным, представляется логичным начать разработку комплекса таких рефлексивных упражнений.
В данном параграфе я представила рефлексивные упражнения в соответствии с разработанноймной классификацией рефлексивных задач.
Доминирующаяроль в обучении иностранного языка принадлежит упражнениям. Все методы и приемы, применяемые учителем, должны быть материализованы в упражнениях. Главной составной частью структуры урока остаются упражнения. Они создают необходимые условия для непрерывной практики на иностранном языке.
Под системой упражнений следует понимать совокупность необходимых типов и видов упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерность формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.
Комплекс рефлексивных упражнений основываем на принципе рефлексивности, который предполагает обращение ученика младших классов к осмыслению собственного опыта учебной иноязычной деятельности.
1.Задания, направленные на рефлексию собственной мотивации к изучению иностранного языка (английского).
Why are you learning English? Почему вы изучаете английский язык?
1=most important reason самая важная причина
2=very important reason очень важная причина
3=quite important reason довольно важная причина
4=not very important reason не очень важная причина
5=not important at all совсем неважная причина
Because I have to (потому что я должен)
Because I want to (потому что я хочу)
Because my company/parents want me to
Н.Г Алексеев говорит о том, что основная идея рефлексии в процессе познания заключается в смещении центральной задачи с объяснения на поиск и преобразование.
Г.П. Щедровицкий рассматривает рефлексию как некоторый смысл, фиксирующий опыт самосознания, важнейший механизм человеческой социальной жизни во всех ее формах и проявлениях, и как источник и средство свободы человеческой личности.
В своем исследовании я буду опираться на определения В.Г. Богина и Н.Н. Суртаевой. В.Г. Богин и Н.Н. Суртаева, которые понимают под рефлексией как обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний, т.е. ко всему, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.д., а также поиск оснований всего этого: как, почему, зачем он так видит, делает, думает, чувствует.
Ученые (А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенова) выделяют следующие виды рефлексии:
1. По цели:
- рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с участниками педагогического взаимодействия);
- рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);
- рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов). (А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенова)
2. По функциям:
В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А.В. Карпов, А.С. Шаров выделяют следующие ее виды:
- Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
- Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
- Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.
3. По типу урока:
- после усвоения ЗУН (знаний умений и навыков);
- промежуточная;
- контрольная;
- итоговая
В связи с введением в школе новых стандартов общего образования в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметность соединяет в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а переосмысливает важнейшие этапы и понятия, осознает свой процесс учения. Создаются условия, чтобы, несмотря на разные предметы, ученик проделывал одно и то же: рефлексировал собственный опыт работы, что обеспечивается рефлексивным подходом обучения.
Под рефлексивным подходом ученые понимают:
- Рефлексивный подход - использование в процессе образовательной деятельности личностных механизмов рефлексии, то есть осознание субъектом деятельности ее элементов: способов деятельности, возникающих проблем и путей их решения, эмоциональных изменений, форм коммуникации, методов самоанализа. Рефлексия является средством фиксации достигнутых результатов и непременным атрибутом, сопровождающим индивидуальную образовательную траекторию обучающегося и педагога.
- Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. Техника рефлексивной работы включает приёмы, в результате которых человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя. Таким образом, рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности.
В результате анализа понятия рефлексии, сущности рефлексивного подхода в обучении иностранному языку, мы приходим к выводу, что рефлексия способствует более осознанной учебной иноязычной деятельности учащихся, более эффективному формированию умений и навыков письма, говорения, аудирования и чтения на уроках иностранного языка (английского).
Понятие «рефлексивная задача» рассматривается у авторов, занимающихся вопросами рефлексии в методике преподавания иностранных языков (Г.П. Звенигородская, В.А. Далингер, В.В. Котенко, В.А. Метаева, В.А. Сластенин, И.М. Юсупов).
Под рефлексивными задачами педагоги, психологи и методисты обычно понимают такие задачи, которые способствуют осознанию процесса их решения.
По мнению Г.П. Звенигородской, рефлексивная задача - задача, способствующая формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий. (сайт литературовед: http://www.school-essays.info/refleksivnyj-vopros/ )
В.А. Далингер понимает под рефлексивными задачами - задачи, которые направлены на формирование у учащихся умения проводить самостоятельный анализ процесса решения задачи, умения рассматривать способы собственных действий. Ученый высказывает мнение о том, что решение рефлексивных задач должно быть направлено на формирование у учащихся учебных действий: анализа условия задачи для обнаружения основного отношения, моделирования выделенного отношения в графической или знаковой форме, контроль за выполняемыми действиями, оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи.
Выше перечисленные ученые приходят к выводу, что в процессе решения рефлексивных задач у младшего школьника формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекции, рефлексивные умения:
- критически относиться к каждому умозаключению и шагу в решении, аргументировать их;
- выдвигать гипотезы и проверять их истинность/ложность;
- осмысленно выстраивать последовательность собственных действий, цепочки умозаключений при решении задачи, постоянно проверяя ход собственных рассуждений;
- связывать в единое целое различные варианты решения задачи, разные подходы к решению;
- определять и аргументировать собственную позицию.
В своем исследовании я считаю целесообразным предложить следующую классификацию рефлексивных задач при обучении иностранному языку (английскому).
1) Задания, направленные на рефлексию собственной мотивации к изучению иностранного языка (английского);
2) Задания, направленные на рефлексию своего настроения, эмоционального состояния в процессе иноязычной деятельности. Эти задания можно проводить в начале, в середине и в конце урока;
3) Задания, направленные на рефлексию содержания учебного материала: интересно- не интересно, современно- несовременно, актуально- неактуально, лично для меня- не лично для меня;
4) Задания, направленные на рефлексию своих умений и навыков говорения, чтения, аудирования и письма (могу- не могу);
5) Задания, направленные на способы достижения результата в иноязычной деятельности (как? Получилось- не получилось).
Под рефлексивными упражнениями методисты - практики понимают упражнения, которые помогают ученикам оценить их деятельность на уроке, проверить знания детей на пройденную тему.
Я считаю, что рефлексивные упражнения- упражнения, которые обеспечивают проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. Акцент направлен на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления механизма.
В пособии Spotlight за 4 класс автора Надежды Быковой представлены следующие рефлексивные упражнения:
- talk about location;
- name personal items;
- talk about activities;
- talk about appearance and character;
-write about actions happening now;
- write about a relative;
-tell about your favourite food
-ask for give/refuse permission
-write about your pet
-express feelings
-write about the best day of the year
-talk about your holiday plans
-ask and answer questions
-write a letter about your holiday
Анализ списка упражнений показал, что в пособии кроме речевых упражнений (подлинно коммуникативные или речевые упражнения (РУ), условно-коммуникативные или условно-речевые упражнения (УРУ) – имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) присутствуют и упражнения рефлексивного характера в конце каждого модуля, но лишь рефлексивные упражнения, основанные на таком виде рефлексивных задач, как задания, направленные на рефлексию своих умений и навыков говорения и письма. В пособии отсутствуют упражнения, направленные на рефлексию своего эмоционального состояния, рефлексию содержания учебного материала, а также на рефлексию своих умений и навыков аудирования и чтения, а главное, на рефлексию собственной мотивации изучения иностранного языка (английского), что обеспечивает более осознанную учебную деятельность с позиции этих аспектов.
Таким образом, в связи с вышесказанным, представляется логичным начать разработку комплекса таких рефлексивных упражнений.
В данном параграфе я представила рефлексивные упражнения в соответствии с разработанноймной классификацией рефлексивных задач.
Доминирующаяроль в обучении иностранного языка принадлежит упражнениям. Все методы и приемы, применяемые учителем, должны быть материализованы в упражнениях. Главной составной частью структуры урока остаются упражнения. Они создают необходимые условия для непрерывной практики на иностранном языке.
Под системой упражнений следует понимать совокупность необходимых типов и видов упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерность формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.
Комплекс рефлексивных упражнений основываем на принципе рефлексивности, который предполагает обращение ученика младших классов к осмыслению собственного опыта учебной иноязычной деятельности.
1.Задания, направленные на рефлексию собственной мотивации к изучению иностранного языка (английского).
Why are you learning English? Почему вы изучаете английский язык?
1=most important reason самая важная причина
2=very important reason очень важная причина
3=quite important reason довольно важная причина
4=not very important reason не очень важная причина
5=not important at all совсем неважная причина
Because I have to (потому что я должен)
Because I want to (потому что я хочу)
Because my company/parents want me to
(потому что мои друзья/родители хотят, чтобы я это делал)
Because I enjoy learning languages (потому что я получаю
удовольствие от процесса изучения языков вообще)
Because I want to live in an English-speaking country (потому
что я хочу жить в «англоговорящей» стране)
2. Задания, направленные на рефлексию своего эмоционального состояния в процессе иноязычной деятельности.
a) Choose a face according to your emotional condition
Because I enjoy learning languages (потому что я получаю
удовольствие от процесса изучения языков вообще)
Because I want to live in an English-speaking country (потому
что я хочу жить в «англоговорящей» стране)
2. Задания, направленные на рефлексию своего эмоционального состояния в процессе иноязычной деятельности.
a) Choose a face according to your emotional condition
b) Choose a character according to your emotions
c) Where are you in this ladder?
c) Listen and choose a melody reflecting your emotions
- Лунная соната (Людвиг Ван Бетховен)
- Пасхальная оратория (Иоганн Себастьян Бах)
- Реквием по мечте (Вольфганг Амадей Моцарт)
3.Задания, направленные на рефлексию содержания учебного материала пособия Spotlight.
Reflexive questions (Рефлексивные вопросы).
a) Reading.
-What is the title of the text?
-Why is the text titled this way?
-Did you enjoy reading this text?
-Was it interesting and exciting or boring?
b) Writing.
-Do you find the topic useful/interesting/actual?
-Which words and expressions from your active vocabulary did you use to cope with the task?
c) Speaking.
-What information did you have to talk about?
-Is it a dialogue or a monologue?
-If it is a dialogue how many people take part in the conversation?
-Did you use active vocabulary?
d)Listening.
-Did you understand everything?
-Did you understand the main idea?
-Did you understand the details of the text?
4.Задания, направленные на рефлексию своих умений и навыков в говорении, чтении, аудировании, письме.
a) Reading.
-How many times did I read the text?
-Can you understand the main idea of the text, having read it once?
-Did you find a lot of new words and did it prevent you from understanding the text?
b)Writing.
-Can you use necessary grammar constructions?
c)Speaking.
-Can you express your opinion?
-Can you speak on the topic?
d)Listening.
-What are the difficulties you face while listening?
5.Задания, направленные на рефлексию способов достижения положительных результатов в иноязычной деятельности.
1)Are you good at reading/speaking/listening/writing?
2)What did you do to improve your reading/speaking/listening/writing skills?
3)Did you use dictionaries and learn words by heart?
4)Do you attend English classes regularly?
5)Do you speak English with native speakers?
6)Do you take part in all conversations at conversational classes? Are you active at the lessons?
7)Do you listen to English songs every day?
Считаем, что представленная система рефлексивных упражнений будет способствовать осознанию, как самой иноязычной деятельности, так и себя в ней. Следовательно, это повысит уровень иностранного языка (английского языка).
Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют выражать своё отношение к деятельности других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнивать свои новые достижения с уже имеющимися, оценивать уровень собственного продвижения в деле. Им еще сложно удержать в памяти четкую цель и выполнять деятельность, не сбиваясь с намеченного пути. Именно поэтому для ребят оказывается еще сложным процесс планирования и организации собственной деятельности. Данные проявления рефлексии находятся еще на стадии развития, а стандартные учебные ситуации не всегда выводят ребенка на активную рефлексивную позицию. Следовательно, для того, чтобы дети могли в полной мере развивать свои рефлексивные способности, необходимо использовать специальным образом организованную деятельность, специальные методы и приемы.
Для диагностики кроме фиксации результатов своих наблюдений, учитель может использовать сочинение на заданную рефлексивную тему, например «Мой класс», «Праздник в нашей жизни», «Какой я?», «Человек которого я запомнил», «Кто такой настоящий друг?» и т.д. В моём классе дети писали сочинение по теме «Кто такой настоящий друг?» Для такой диагностики можно использовать «шкалу уровней» от наиболее низкого уровня развития к более высоким уровням.
1. Отсутствие содержания 2%
Ребенок говорит о чем угодно, но не о содержательной стороне вопроса. Не понимает темы разговора или совсем отказывается от обсуждения.
2. Низкий уровень 15%
Высказывается бессистемно, хаотично, эмоционально. Уже способен выделить содержание, но относится к нему эмоционально и не видит связей внутри содержания.
3. Средний уровень 45%
Есть попытка выстроить содержание логически. Способен с помощью учителя обнаружить внутренние связи, зависимости.
4. Норма 33%
Ребенок выстраивает содержание логически и есть попытка высказать свое собственное мнение (отношение) к данному содержанию.
5. Выше нормы 5%
Ребенок понимает содержание и соотносит содержание с собственным пониманием, может оценить свое понимание (совпадает – не совпадает)
На основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся у большинства детей была выявлена характерная неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате многоаспектной и систематической работы по формированию предпосылок полноценной рефлексивности к окончанию начальной школы у учащихся могут быть сформированы:
·личностные результаты —
готовность и способность учащихся к саморазвитию,
осознавание собственных дефицитов и видение путей их преодоления,
повышение у учащихся мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности;
·метапредметные результаты —
освоенные учащимися универсальные учебные действия - познавательные, регулятивные и коммуникативные, как следствие, повышение продуктивности мыслительной деятельности учащихся,
развитие рефлексивного слушания учащихся,
формирование адекватной позитивной самооценки,
развитие критериального оценивания собственной деятельности и деятельности окружающих;
развитие коммуникативных навыков;
·предметные результаты —
освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира; повышение качества знаний по предметам.
- Лунная соната (Людвиг Ван Бетховен)
- Пасхальная оратория (Иоганн Себастьян Бах)
- Реквием по мечте (Вольфганг Амадей Моцарт)
3.Задания, направленные на рефлексию содержания учебного материала пособия Spotlight.
Reflexive questions (Рефлексивные вопросы).
a) Reading.
-What is the title of the text?
-Why is the text titled this way?
-Did you enjoy reading this text?
-Was it interesting and exciting or boring?
b) Writing.
-Do you find the topic useful/interesting/actual?
-Which words and expressions from your active vocabulary did you use to cope with the task?
c) Speaking.
-What information did you have to talk about?
-Is it a dialogue or a monologue?
-If it is a dialogue how many people take part in the conversation?
-Did you use active vocabulary?
d)Listening.
-Did you understand everything?
-Did you understand the main idea?
-Did you understand the details of the text?
4.Задания, направленные на рефлексию своих умений и навыков в говорении, чтении, аудировании, письме.
a) Reading.
-How many times did I read the text?
-Can you understand the main idea of the text, having read it once?
-Did you find a lot of new words and did it prevent you from understanding the text?
b)Writing.
-Can you use necessary grammar constructions?
c)Speaking.
-Can you express your opinion?
-Can you speak on the topic?
d)Listening.
-What are the difficulties you face while listening?
5.Задания, направленные на рефлексию способов достижения положительных результатов в иноязычной деятельности.
1)Are you good at reading/speaking/listening/writing?
2)What did you do to improve your reading/speaking/listening/writing skills?
3)Did you use dictionaries and learn words by heart?
4)Do you attend English classes regularly?
5)Do you speak English with native speakers?
6)Do you take part in all conversations at conversational classes? Are you active at the lessons?
7)Do you listen to English songs every day?
Считаем, что представленная система рефлексивных упражнений будет способствовать осознанию, как самой иноязычной деятельности, так и себя в ней. Следовательно, это повысит уровень иностранного языка (английского языка).
Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют выражать своё отношение к деятельности других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнивать свои новые достижения с уже имеющимися, оценивать уровень собственного продвижения в деле. Им еще сложно удержать в памяти четкую цель и выполнять деятельность, не сбиваясь с намеченного пути. Именно поэтому для ребят оказывается еще сложным процесс планирования и организации собственной деятельности. Данные проявления рефлексии находятся еще на стадии развития, а стандартные учебные ситуации не всегда выводят ребенка на активную рефлексивную позицию. Следовательно, для того, чтобы дети могли в полной мере развивать свои рефлексивные способности, необходимо использовать специальным образом организованную деятельность, специальные методы и приемы.
Для диагностики кроме фиксации результатов своих наблюдений, учитель может использовать сочинение на заданную рефлексивную тему, например «Мой класс», «Праздник в нашей жизни», «Какой я?», «Человек которого я запомнил», «Кто такой настоящий друг?» и т.д. В моём классе дети писали сочинение по теме «Кто такой настоящий друг?» Для такой диагностики можно использовать «шкалу уровней» от наиболее низкого уровня развития к более высоким уровням.
1. Отсутствие содержания 2%
Ребенок говорит о чем угодно, но не о содержательной стороне вопроса. Не понимает темы разговора или совсем отказывается от обсуждения.
2. Низкий уровень 15%
Высказывается бессистемно, хаотично, эмоционально. Уже способен выделить содержание, но относится к нему эмоционально и не видит связей внутри содержания.
3. Средний уровень 45%
Есть попытка выстроить содержание логически. Способен с помощью учителя обнаружить внутренние связи, зависимости.
4. Норма 33%
Ребенок выстраивает содержание логически и есть попытка высказать свое собственное мнение (отношение) к данному содержанию.
5. Выше нормы 5%
Ребенок понимает содержание и соотносит содержание с собственным пониманием, может оценить свое понимание (совпадает – не совпадает)
На основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся у большинства детей была выявлена характерная неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате многоаспектной и систематической работы по формированию предпосылок полноценной рефлексивности к окончанию начальной школы у учащихся могут быть сформированы:
·личностные результаты —
готовность и способность учащихся к саморазвитию,
осознавание собственных дефицитов и видение путей их преодоления,
повышение у учащихся мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности;
·метапредметные результаты —
освоенные учащимися универсальные учебные действия - познавательные, регулятивные и коммуникативные, как следствие, повышение продуктивности мыслительной деятельности учащихся,
развитие рефлексивного слушания учащихся,
формирование адекватной позитивной самооценки,
развитие критериального оценивания собственной деятельности и деятельности окружающих;
развитие коммуникативных навыков;
·предметные результаты —
освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира; повышение качества знаний по предметам.