Сборник публикаций образовательного сетевого издания «Я - Учитель»

Система организации исследовательской работы в начальной школе

Сафина Гузель Станиславовна, МОУ Салмановская СШ, Ульяновская область, Ульяновский район, д. Салмановка
Цель современного образования - научить ребенка учиться. Организация успешной научно-исследовательской или проектной работы - непростая задача для педагога.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности, последнее особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, переполненный информацией.

Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в Вузе, а так же к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Творческая деятельность школьника начинается с начальной школы. Период начального обучения рассматривается как подготовительный этап участия школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем. Развитие творческих способностей учащихся мы рассматриваем как одно из приоритетных направлений в своей работе. Необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться. А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем проектно-исследовательская технология?

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие.

Процесс исследования состоит из трех этапов – подготовительный, поисковый, исполнительный. Первый этап связан с контактом со средой и умением ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья – с воплощением найденного решения в конкретный продукт. На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.

Особенностью исследовательской работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работ должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременнонесколько направлений деятельности.

Приобщение детей к знаниям и формирование навыков не является конечным результатом нашего труда. Не случайно в стандартах второго поколения отмечена особенность: «Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни». Сколько раз, исследуя тот или иной природный объект, мы наблюдали такую картину: рядом с плакатами и стендами, призывающими беречь родную природу, лежит мусор. Граждане, которые считают себя любителями природы, после своего отдыха оставляют в лесах, на берегах водоёмов различную упаковку из-под еды и напитков. Прекрасные лужайки превращаются в футбольные поля, а лесные тропинки - в дороги для автомобилей. Такие примеры из жизни приводят учеников кпониманию, что нужно не только изучать, но и помогать сохранять родную природу. Так знания перерастают в деятельность, а деятельность в убежденность, что приводит к формированию ценностно-смысловых установок учащихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции. Учащиеся школы выполняют проекты благоустройства школьной территории и стараются претворить их в жизнь. Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на решение важной проблемы. Чтобы добиться такого результата, мы стараемся научить школьников работать самостоятельно, выявлять и решать проблемы, прогнозировать результаты и оценивать возможные последствия, анализировать различные варианты решения. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Еще в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности. Как нельзя лучше для этого подходили уроки окружающего мира. Уроки-исследования позволяли ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращала детей в «исследователя». Успех таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Это были уроки «Твой распорядок дня», «Твоя одежда», «Растения»» и проектно-исследовательская деятельность «Зачем ежу яблоки», «Причины снижения интереса к чтению», «Волшебные свойства соли». Поиск ответов приводил детей к выдвижению гипотез, учил искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

Итогом исследовательской работы стало выступление детей на межрегиональном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Малая академия». В отличие от “взрослых” конкурсов, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, поэтому родители активно включились в исследовательскую деятельность и помогали своим детям подготовиться. На выступлении очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором мы отразили основные моменты работы ребенка. Все дети, занимавшиеся исследовательской деятельностью успешно представили свои проекты на межрегиональном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Малая академия», который ежегодно проходит в нашей школе. Также итогом такой работы стало создание группы «Писатели современности» в социальной сети В контакте.

Таким образом, для развития у учащихся любознательности, творческой активности, стремления к научному поиску в той или иной области в настоящее время мы используем разнообразные формы массовой работы: проводим научно-практические конференции, олимпиады и конкурсы, экскурсии, выставки творческих работ. Реализовать задачу развития творческих способностей можно используя и другие формы внеклассной работы: индивидуальная работа учащихся; групповые занятия в кружках, обществах и других творческих объединениях по интересам. Дети учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений, развивается их творческое воображение.

Можно предположить, что проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.

Список литературы

1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2011.

4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2012. —80 с. (Метод. библиотека). [bursolschool9.ucoz.ru]