Сборник публикаций образовательного сетевого издания «Я - Учитель»

Из опыта работы. Коллективное творческое дело в работе классного руководителя

Корнилаева Елена Александровна, МБОУ "Средняя школа №3 имени Алексея Иосифовича Макаренко", Республика Адыгея, город Майкоп
Данный материал будет интересен классным руководителям, воспитателям.

Коллективные творческие дела - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания.

Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся, и поэтому целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел (КТД) по методике И. П. Иванова.

Игорь Петрович Иванов (1923–1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор, лауреат премии имени Антона Макаренко.

А само понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов. Иванов является изобретателем методики КТД- технология коллективных творческих дел, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”или “воспитание по Иванову”.

Технология коллективных творческих дел И.П.Иванова это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Имея 28 лет стажа педагогической работы, я использовала в своей деятельности различные воспитательные технологии. Мне казалось, что всё мне понятно и известно, как воспитывать, как организовывать детей. Но жизнь не стоит на месте, всё стремительно развивается, многое меняется. Меняется не только время, но и дети, их родители. Пришло время новых технологий не только обучения, но и воспитания.

Согласно стандартам нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Вот этим определяется цель моего планирования воспитания и социализации учащихся класса.

Главным профессиональным итогом своей деятельности считаю – сформировать дружный, сплоченный классный коллектив всех участников воспитательного процесса.

Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией.

Началом организации коллектива для меня является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель непременно должна содержать понимаемую ими перспективу, как сплочения их коллектива, так и собственного роста: творческого, нравственного, делового.

Но поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого я выявляю увлечения, склонности учащихся, их нравственные и культурные представления, имеющийся у них опыт совместных дел и взаимоотношений. Такая информация нужна для установления частных целей и конкретного содержания будущей совместной деятельности, которая выразится в проведении КТД.

КТД - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания. Эта методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, где каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. В процессе КТД ребята общаются, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности. Приобретается большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. КТД обеспечивают широкую внеурочную занятость детей.

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

На протяжении … лет я занималась методикой КТД. Этот вид деятельности помогает сблизить детей, преодолеть преграды в общении, а главное – развивает творческие способности учащихся. Считаю, что развитие творческих способностей лучше всего раскрепощает ребёнка. Один раз преодолев стеснение, выступив перед публикой, ребёнок и в жизни будет более раскован. Ему будет легче общаться с людьми, знакомиться с новыми товарищами. Молодым людям, прошедшим в детстве «через сцену», легче социализироваться во взрослой жизни.

Итак, остановимся подробнее на видах КТД, и рассмотрим как в моей педагогической деятельности они реализуются:

1.Трудовые КТД.

---Обогащают знания ребят об окружающем мире, о труде, воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшение окружающего мира, заботиться о близких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость. Из систематически проводимых мероприятий, могу выделить следующие:

· трудовой десант в виде субботников, генеральных уборок кабинетов и территории школы;

· акция «День добрых дел» (уборка территории близлежащих памятников и т.д.);

· шефская помощь детскому садику;

· помощь одиноким престарелым людям

2.Интеллектуальные КТД.

Интеллектуальные

Наиболее интересно прошли КТД: - коллективные творческие дела:

· интеллектуальная игра «Счастливый случай»

· игра «Звездный час»

· интеллектуально - познавательная игра, посвящённая Дню знаний

· участие в Неделе русского языка и литературы.

· игра «Поле чудес»

· викторина «Умники и умницы» и др.

3.Художественные КТД.

Развивают художественно- эстетические вкусы детей; воспитывают восприимчивость, благородство души; обогащают внутренний мир детей; учат видеть и понимать красоту жизни.

Запоминающимися были КТД:

фестиваль поэзии

-праздник «Широкая масленица»

- операция «Снежная фигура»

- новогодний бал-маскарад

- выставка поделок из природного материала;

- конкурс чтецов

Познавательные КТД.

Даже пассивное участие в познавательных делах класса влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания.

·аукцион знаний,

·вечер веселых задач,

·встреча с интересными людьми,

·вечер разгаданных и неразгаданных тайн,

· викторина,

·клуб кинопутешественников (книголюбов), книжный бал,

·конкурсы эрудитов,

·КВН,

· олимпиада,

·«Поле чудес»,

·час почемучек.

4. Спортивные КТД развивают ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность:

Кросс нации

«Браво, мальчишки», мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества

День здоровья - спортивные соревнования, эстафеты

Утренняя зарядка перед занятиями

Физкультминутки на уроках

5.Общественно-политические, экологические КТД.

Воспитывают гражданское отношение своей семье, школе, природе, большой и малой родине, сознательное отношение к своему здоровью; расширяют и углубляют знания об истории и культуре своей страны:

«Мы за здоровый образ жизни» - внеклассное мероприятие

Акция «Весенняя неделя добра»

«Безопасное колесо» - мероприятие по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма

поход на речку Белая

выступление на концерте, посвящённом Дню учителя

участие в акции «Посади дерево и вырасти его»

6.Организаторские КТД.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Дети с удовольствием принимали участие в выпуске газет, посвященных различным календарным датам и праздникам.

В своей педагогической деятельности старалась использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская однообразия. И это удавалось сделать с помощью методики коллективных творческих дел И.П. Иванова.



Этапы проведения КТД

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛЫХ.

На этом этапе определяется роль КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела. Придумываются форма, содержание, определяются цели и задачи КТД.

2 этап – ПЛАНИРОВАНИЕ КТД.

Планирование КТД осуществляется в форме сбора-старта. Сначала в микрогруппах, а затем сообща решают следующие вопросы:

·Для кого проводим?

·На радость и пользу кому?

·Как лучше его провести?

·Кому участвовать – всему коллективу или отдельной микрогруппе?

·С кем вместе?

·Кто будет руководить?

·Где лучше провести это дело?

·Когда?

Ведущие общего сбора-старта ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать.

3 этап – Разрабатывает ПЛАН ПОДГОТОВКИ ДЕЛА.

Поощряют инициативу каждого, обращение за помощью, координируют работу, при необходимости контроль.

Подготовка КТД осуществляется по плану:

1. Оформительская работа:

oизготовление реквизита

oобъявление

oреклама (радиореклама)

oпригласительные билеты

oоформление сцены, зала и т.д.

2. Технические вопросы:

§ запись фонограмм

§ аппаратура

§ состояние помещения

§регистрация

3. Организационная работа:

·приглашение гостей

·организация выставок

4 этап – ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛА.

5 этап – АНАЛИЗ КТД – КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

На этом этапе здесь важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть сбор, «Огонек» и т.д.

Сначала микрогруппами, а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД.

Т.е. необходимо ответить на вопросы:

·Что понравилось и почему?

·Что удалось и почему?

·Что возьмем на будущее?

·Чему я научился?

·Кому скажем спасибо?

6 этап – выполняются решения последнего сбора, исправляются ошибки, учитывается положительный опыт и задумывается НОВОЕ КТД.

Как видно из алгоритма КТД – вся коллективно организаторская деятельность включает в себя четыре «сами»:

·Сами определяем цель предстоящей деятельности

·Сами планируем

·Сами организуем

·Сами подводим итоги и оцениваем ее

За основу планирования необходимо взять следующие принципы:

1. Лучше меньше, да лучше

2. Каждое дело с пользой – иначе зачем?

3. Каждое дело людям – иначе зачем?

4. Каждое дело творчески – иначе зачем?

5. Наша цель – счастье людям

Требования к ключевым КТД

1. Связь КТД с задачами и проблемами данного коллектива.

2. КТД должно выходить на все уровни коллектива (одинаково полезно и интересно младшим и старшим товарищам)

3. КТД должно предполагать творчество

4. КТД учитывает как учебную, так и воспитательную работу

5. КТД предусматривает все стадии – от подготовки до подведения итогов

6. КТД должно иметь общественную направленность

7. Ключевое дело должно предусматривать серию более мелких КТД, облегчая тем самым этап планирования тематического периода.

8. В процессе проведения КТД должно соединять развитие всех трех сторон личности учащегося: познавательно-мировоззренческая, эмоционально-волевая и действительная.

9. КТД должно способствовать созданию нового общественно-ценного опыта, обмен опытом, творческого применения ранее усвоенного опыта, объединение приобретенного и приобретаемого положительного опыта.



Начиная работать с детьми первоклассниками, я считала основной задачей - сплотить детский коллектив. Провела анкетирование детей, родителей, вела собственные наблюдения, находилась в постоянном контакте с родителями, старалась быть всегда в курсе всех событий, происходящих в классе. Все мероприятия класса готовились с использованием технологии КТД.



Интересно и творчески прошла Масленица. В организации и проведении праздника были задействованы все участники образовательного процесса: учащиеся, родители, учителя. Особенно хочется отметить роль родителей ребят. С каким удовольствием все участники мероприятия поедали блины с вкуснейшим вареньем. По отзывам родителей – таких счастливых лиц своих детей они давно не видели. А это и есть самая главная похвала моей работе. Такого рода совместные дела дарят крылья не только моим детям, но и мне. Ради этого я работаю.



Кто умеет быть серьезным – тот умеет и веселиться. КТД «8 Марта» разрабатывала рабочая группа из учащихся и родителей. Вот, где произошел взрыв энергии, - ведь это самый любимый праздник детворы. Никто не остался равнодушным при подготовке. Пришлось даже уговаривать, не брать на себя слишком много обязанностей. Никто не остался в стороне от участия, продумали все вопросы, организацию праздника, конкурсы, призы, даже уборку помещения, а мне приходилось только корректировать и тактично объяснять некоторые моменты мероприятия.



Очень важна активная позиция родителей при совместном проведении досуга, где родители становятся непосредственными участниками праздников, конкурсов, соревнований, походов в музеи и театры, готовят различные атрибуты, помогают выпускать праздничные газеты. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки, внеклассные мероприятия, гордятся участием родителей в жизни класса, школы. Я, прекрасно понимаю, что родители доверили мне самое дорогое сокровище – своих детей, и моя обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.



Для себя ребята класса определили девизы своей школьной жизни:

- Каждое дело с пользой, иначе - зачем?

- Каждое дело - людям, иначе - зачем?

- Каждое дело творчески, иначе - зачем?

- Наша цель- счастье людей!


Коллективные Творческие Дела, по моему мнению, помогают решить главную задачу классного руководителя– дать возможность для самореализации каждому ребенку.

Я считаю, что следует применять в работе классного руководителя технологию КТД.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и воспитатели действуют сообща, если они партнеры и друзья.