Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической схемы; импровизация движений в такт стихотворению.
Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.
Ход занятия
1.Сегодня мы познакомимся со сказкой Н. Сладкова « Как медведь сам себя напугал» и будем ее пересказывать с помощью моделей.
( на мольберте набор геометрических фигур )
Какие сказки этого писателя мы с вами читали. ( Дети называют ) О чем они? ( О природе, животных) Почему их можно назвать сказки( Животные разговаривают)
Развитие произвольного зрительного внимания. Посмотрите изображения каких животных у нас
2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».
Педагог: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая(белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).
3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
А сейчас я прочитаю вам сказку. Вы внимательно прослушайте и скажите кто герои нашей сказки?
Чтение рассказа.
Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.
Вспомните, кто герои нашей сказки и соотнесите их внешний вид с моделями.
Дети называют героев и выбирают модели, постепенно выстраивая план.
А сто обозначают оставшиеся модели ( ветка , шишка, стрелка) Где мы их расположим? (Дети вставляют в план модели)
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.
- Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)
- Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)
- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)
- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)
- Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)
- Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)
- Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
- Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
- Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)
5. Коллективное составление предложений по опорному слову.
Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.