Сборник публикаций образовательного сетевого издания «Я - Учитель»

Открытый-урок "Проектная работа в начальной школе"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПРОЕКТ «КАША – ПИЩА НАША»).
Крысина Марина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Саратов

В последнее время в образовательном процессе особое внимание уделяется воспитательной технологии, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни.

Идеальным средством для решения этой задачи может оказаться метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

Проектная деятельность школьников способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

Цель этого проекта – формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни в экологически неблагоприятной среде. Проектная деятельность раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому.

Рассмотрим работу проектной деятельности. Начинаем с поиска единомышленников среди родителей, которые в нашем проекте будут являться неотъемлемыми участниками. Для этого знакомим их с проектной методикой и правилами работы в сети Интернет.

Далее встреча с учениками и родителями, которые решили принять участие в проекте. Знакомство с конкретными задачами и целями проекта. Выбор тем проектов очень важен, т. к. во многом определяет полученные в итоге результаты. Задача учителя состоит в том, чтобы подготовить на основе анализа изучаемого материала перечень возможных тем проектов, которые будут предложены школьникам, чтобы дать им возможность выбора собственной темы. Также следует иметь в виду и возможность выполнения одной и той же темы проекта разными учащимися. Такой подход позволит обеспечить здоровое соревнование при выполнении проекта и подготавливает школьника к жестким условиям конкуренции в будущем. Также важно при разработке перечня тем предусмотреть темы длягрупповой и парной работы школьников, а также комплексные темы, содержащие несколько различных направлений работы. Однако бывает и так, что учащийся сам выбирает тему проекта, т.е. такую тему, которой нет в перечне, предложенном учителем. Представляется, что это наилучший вариант. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности. Таким образом, выбор тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной теме.

Учитывается и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Специально для проектного дня приготовить выставку нужных для работы книг, причём все книги расставить по полкам в соответствии с темами проектов, чтобы учащимся облегчить поиск нужной книги. Познакомить детей с работой в Интернете и порекомендовать нужные сайты.

После выбора тем проектов перед учащимися возникает задача организовать работу по их выполнению. Любая организация проекта начинается, прежде всего, с грамотного планирования. Если не распланировать, то проектная работа не получается в предусмотренные сроки. Планирование должно научить ученика экономить время, понимать суть деятельности каждого этапа и усилить ответственность за работу.

На первый взгляд, структура плана кажется громоздкой, термины трудными. Конечно, с этим можно согласиться, но также следует отметить, что современные младшие школьники достаточно эрудированные и с помощью учителя уверенно разбираются в предлагаемом плане.

Для подготовки учащихся к защите проекта предлагаю следующие вопросы – помощники, ответив на которые ученики не будут бояться выступать со своим проектом перед публикой и уверенно чувствовать себя при анализе проекта.

Ø Как называется ваш проект?

Ø Назовите основополагающий и проблемный вопрос вашего проекта.

Ø Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?

Ø Зачем вы делаете этот проект?

Ø Что сделали, чтобы решить проблему? (Назовите учебные вопросы?).

Ø Расскажите, что у вас получилось?

Ø Каково назначение вашего проектного изделия (результата)?

Ø Что вам удалось выполнить сразу и почему? Что вызвало затруднение? Как ты (вы) с ним справились?

Ø Оцени качество выполнения и оформления проекта?

Ø Расскажи о своей роли в проекте.

Ø Чему ты (каждый участник группы при групповом проекте) научился в данном проекте?

По окончании работ ребята представляют свой проект перед зрителями. Обязательной частью каждой презентации является выступление перед публикой на сцене, когда в зале собираются родители и ученики параллельных классов и защита проектов превращается в праздник для всех. Учебные проекты могут быть оформлены в виде презентаций.

Работа учащихся над этим проектом, позволит узнать традиции, обычаи, обряды своего народа. Взглянуть на обычную как нам кажется кашу с другой стороны.

Но главное, я, хочу, чтобы вы помнили, что самое важное в проекте это результат изменения внутреннего мира ребенка. По окончанию проектапотребность ученика в здоровом образе жизни, в культуре человеческих отношений, в сотрудничестве всех групп и участников проекта, в содружестве родителей и педагога. Для этого необходимо подвести детей к совместной творческой защите проекта, к необходимости объединить работу всех групп.

Литература

1.Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.

2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9. – С.5-7.

3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003

4.Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. Под ред. Е.Н. Степанова, М., 2005.

5.Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – 4-е изд., исп. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.

6.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

7.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-

коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.

8.Смирнова Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»
2024-05-13 17:50