Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - развитию способности к креативному мышлению у младших школьников, вопросам создания особых психолого-педагогических условий для развития креативности. В данной работе сделана попытка выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у младших школьников. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развитие творчества младшего школьника.
Abstract
The article is devoted to the actual problem of modern education - the development of the ability to creative thinking in younger students, the creation of special psychological and pedagogical conditions for the development of creativity. In this paper, an attempt is made to find out the role of the teacher in the development of creative abilities in younger students. At the same time, special attention should be paid to those pedagogical conditions that specifically affect the development of creativity of the younger student.
Ключевые слова: креативность, младший школьный возраст, способность, творческий потенциал, личность, воображение, деятельность.
Keywords:creativity, primary school age, ability, creativity, personality, imagination, activity.
В настоящее время обществу требуются люди, мыслящие не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, способные создавать новые образы, и начинать формировать эти личностные характеристики необходимо с раннего детства. Человек, умеющий мыслить не по шаблону, создавать новые идеи, образы, будет успешней, авторитетней.
В психологии система интеллектуальных и личностных особенностей человека, способствующих самостоятельному выдвижению и нешаблонному решению проблем, генерированию оригинальных идей, обозначается понятием «креативность».К данному понятию автор обращается в связи с тем, что основным требованием к образованию сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи при определении креативности указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.А. Пономарев, А.Г. Шмелев) [3;4] . В целом в отечественной психологической науке развитие креативности в учебном процессе изучено чрезвычайно мало, недостаточно исследованы факторы, оказывающие влияние на развитие креативности. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что упражнения, направленные на развитие интеллектуальных функций без опоры на личность, мало способствуют формированию креативности. В связи с этим необходимы комплексные подходы к формированию креативности.
Л.И. Полтавцева отметила взаимосвязь темперамента и креативности: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость - от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности [8].
Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [6].
По мнению Волгоградской педагогической школы, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения [9]. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Психолого-педагогические исследования, а также практика исследований Волгоградского социально-педагогического колледжа доказывает, что пик развития творческих способностей детей падает на младший школьный возраст, когда меняется характер тип деятельности по сравнению с дощкольным возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой учебной деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности младшего школьника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти отмысли к актуализации, а не от ситуации к мысли. [3].Воображение младших школьников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой учебной деятельности.
Принято считать, что креативность можно развивать путем специального обучения. Учеными предлагаются некоторые методики для развития креативности, их особенности применения взрослым личностям и детям в младшем школьном возрасте.
Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.
Участники мозгового штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.
Современные исследования показывают, что обучение младших школьников в игровой форме, особенно если оно осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий [2;5;7].
При использовании метода игрового обучения раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдение за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку [5].
Необходимо, чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность обучения и воспитания младших являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации).
Задача учителя – сделать обучение увлекательным, насыщенным действиями. Дети при игровом обучении подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства, что способствует развитию их воображения, самостоятельности, непосредственности [5].
Очень важно в обучении не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами формулировали задания, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им жёсткую дисциплину [2]. Обучая и воспитывая, учитель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость обучения. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается творчество в обучении и воспитании [9].
Таким образом, в современной отечественной психолого-педагогической литературе (Д.Б. Эльконин, А.П.Бочкарева, Д.В. Менджерицкая и др.) [2] говорится о том, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста при обучении возможно, если создаются следующие условия: эмоционально-благополучная атмосфера, развитие инициативы детей в обучении, предоставление школьникам свободы и самостоятельности, а также проведение специальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения [7].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в данной работе, позволяет нам заключить, что развитие креативности при обучении возможно, если инициатива в обучении принадлежит ребенку. Многие авторы в своих педагогических исследованиях подчеркивают, что взрослый должен руководить обучением младших школьников только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка.
Литература
1. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психол. Журнал.- 1995. – Т.16. – № 5. – С. 49-58.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. [Текст] / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2002. – С. 213.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учеб. пособие. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: 2001. – С. 216.
6. Маслоу, А. Мотивация и личность (Перевод А.М.Татлыбаевой) [Текст] / А.Маслоу. - М.: Академия, 2002. - 512 с.
7. Панов, В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. [Текст] / В.И. Панов // Прикладная психология. –1998. – № 3. – с. 33–48.
8. Полтавцева, Л.И. Темперамент в структуре творческих способностей [Текст] / Л.И. Полтавцева: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Москва, 1994. - 156 с.
9. Хохлова, Д. А. Креативная педагогика как инновационная отрасль и условие развития креативности обучаемого [Текст] / Д. А. Хохлова // Педагогика «Наука. Инновации. Технологии». – № 2. –2013, С.21-28