Сборник публикаций образовательного сетевого издания «Я - Учитель»

Инновационная деятельность тренера-преподавателя

Алимов Евгений Александрович,
Тренер-преподаватель МУ ДО СШ «Спартак «Орехово» Орехово-Зуевский городской округ
Введение

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой и спортом. Да и большинство не видит интереса в спорте. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов актуальна на сегодняшний момент.

Объект исследования: инновации в деятельности тренера-преподавателя.

Предмет исследования: инновационная деятельность тренера- преподавателя

Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании и спорте.

Задачи исследования:

проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия

«инновационная деятельность» в образовании;

охарактеризовать инновационную деятельность тренера- преподавателя.

Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.



Инновационная деятельность в педагогике

Понятие инновационной деятельности в педагогике.

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.

Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

§процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;

§акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;

§новая идея, метод или устройство;

§успешное использование новых идей;

§изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;

§творческая идея, которая была осуществлена;

§нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.

Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана с внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).

Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения – в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

Влияние инновационной деятельности на работу тренера

Инновационная деятельность является фактором развития творчества тренера. В квалификационных характеристиках тренеров-преподавателей высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к тренировочной деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-тренировочного процесса.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов.

Инновации в системе оценки обучающихся

Сегодня в спорте и в физической культуре предлагается введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

§уровень знаний, умений и навыков;

§отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества спортивного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на учебно-тренировочных занятиях используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на занятии, участием в спортивной жизни.



Инновации на тренировочных занятиях

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровье сберегающих технологий.

Инновационная деятельность на тренировочных занятиях осуществляется путем применения педагогических технологий на новом, более высоком уровне и внедрении новой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программам, предпрофессиональной программы по лыжным гонкам в образовательно – воспитательную систему учреждения.

Для развития способностей обучающихся, внедряются современные образовательные технологии, используемые при работе на отделении лыжных гонок, которые обеспечивают рост спортивных результатов:

1. Технология личностно-ориентированного обучения. Индивидуальная работа ведется с каждым обучающимся, но в рамках работы со всей учебно-тренировочной группой.

2. Технология проблемного обучения. Проводится психологическая работа с воспитанниками, направленная на преодоление сложных ситуаций во время участия в соревнованиях.

3. Игровая образовательная технология, способствующая расширению кругозора, формированию определенных умений и навыков, развитию физических качеств, чувства коллективизма. информированности обучающихся о других видах спорта; улучшению спортивных показателей.

4. Здоровье сберегающая технология, способствующая снижению вероятности травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной деятельности, снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.

5. Технология сотрудничества, групповая технология, технология индивидуального обучения, технология взаимного обучения. Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-преподавателя и обучающегося в контакте с родителями и школой.

Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в достижении поставленных перед тренером целей.

Таким образом, использование инновационных форм работы способствует более успешной реализации поставленных целей и задач на учебный год, созданию наиболее оптимальных условий для развития и воспитания детей и подростков.

Темой инновационной тренерской деятельности является воспитание потребности и желания для занятия спортом и лыжными гонками, в частности. К сожалению, число детей, освобожденных от занятий физической культурой и спортом постоянно увеличивается. Да и большинство не видит в этом интереса. Поэтому необходимо введение в занятия элементов новой методики, в процесс обучения – внесение каких-либо новшеств и технологий, чтобы заинтересовать и завлечь обучающихся, чтобы они с желанием посещали мои занятия.

Главные цели инновационной деятельности – совершенствование преподавания и воспитания учащихся в дополнительном образовании и включение тренеров, воспитанников и родителей в деятельность, с применением нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм.

При осуществлении инновационной деятельности ставятся следующие задачи:

§развитие индивидуальности воспитанников, их инициативности, самостоятельности и способности к творческому самовыражению;

§повышение любознательности и интереса детей к исследовательской деятельности;

§стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной);

§повышение интеллектуального уровня детей;

§развитие креативности и нестандартности мышления;

§мотивирование на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия сторон;

§расширение педагогических и психологических знаний.

Для воспитания потребности в занятиях лыжными гонками необходимо применение тренажеров, выполняющие функцию инициации физической активности. По программам подготовки юных лыжников для совершенствования физических качеств важны многократные повторения упражнений, помогающих усваивать различные удары и формирующих правильный динамический стереотип.

Современное развитие техники предопределяет появление все большего количества видов спортивных тренажеров, обеспечивающих широкий спектр занятий настольным теннисом, но в настоящее время финансовые ресурсы образовательного учреждения не позволяют их приобрести.

На учебно-тренировочных занятиях ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На учебно-тренировочных занятиях особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце занятия ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля.

На учебно-тренировочных занятиях применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.

3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

У учеников появился живой интерес к спорту. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.



Заключение

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс – это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

-проблема изучения педагогического опыта;

-проблема доведение до практики.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления образовательным учреждением.

Инновации в системе дополнительного образования являются функциональной необходимостью тренеров-преподавателей спортивных школ.



Список использованной литературы



1.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиC, 1998. – 208 с.

2.Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. – 2003. – № 1.

3.Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово. – 2005.

4.Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. -№ 5.

5.Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

6.Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни //Матер.междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994

7.Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000, с. 43-65
2024-03-12 18:18