К проблеме восприятия вокальной музыки в начальной школе
Космачева Любовь Степановна, ГКОУ АО "Школа-интернат № 7", г. Астрахань
Проблема воспитания активного слушателя – одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Предмет «музыка в школе» ориентирован не на развлечение, как ошибочно полагают многие, а на то, чтобы сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Именно они становятся своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребёнка «вечные темы» – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, мира и дружбы, материнства и детства, защиты Отечества и другие. Это необходимо для того, чтобы дети осознали роль музыки в повседневной жизни человека вообще и в своей собственной жизни, а также постигли своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего мира.
Афоризм Б.В. Асафьева о том, что музыку слушают многие, а слышат и понимают её далеко не все, по-прежнему актуален. Как замечал этот известный учёный, слышать так, чтобы ценить искусство, – это уже умственный труд. Какую же роль играет восприятие музыки в процессе музыкального обучения?
Психологическими механизмами восприятия являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, а также способность к творчеству. Как говорил известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист, «восприятие музыки – это познание самого себя».
Отмечается несколько стадий, характерных для слушательского восприятия школьников. Воспринимая произведение в первый раз, малоподготовленный слушатель, в том числе и младший школьник, получает лишь общее представление об образе. У школьников младших классов при первом знакомстве с новым музыкальным произведением возникает непосредственный интерес к восприятию нового, наиболее ярко проявляется чаще всего положительный отклик на музыку. Поразителен тот факт: когда учащийся не понимает, как решить трудную задачу, он морщит лоб, почёсывает затылок, всячески пытаясь изобразить движение мысли на лице. Однако, сталкиваясь с непонятным при первом прослушивании музыкальным произведением, он смеется, отвлекается, мешает другим, не пытаясь вслушаться, осознать и принять незнакомую, сложную на данный момент в восприятии музыку.
Задача учителя на данном этапе – помочь ребёнку найти своё отношение к музыкальному произведению, приветствовать пусть даже нестандартные варианты «слышания» новой музыки. Мудрый учитель постарается убедить словом, поучительным примером из жизни великих музыкантов и исполнителей, индивидуальной беседой или привлечь к участию в дискуссии с помощью дополнительного материала, подготовленного сообща.
Вторая стадия – повторное слушание произведения или его фрагментов. На этой стадии происходит процесс углубления в содержание произведения, своеобразное «рассматривание», «ощупывание» его слухом и мыслью, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Повторное обращение к произведению может вызвать у слушателей -школьников «привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному в лучшую сторону. На этой стадии восприятия необходимо прибегать к использованию различных методов активизации слухового опыта детей.
Третья стадия музыкального восприятия – это повторное или многократное обращение к музыкальному сочинению, обогащённое слушательским опытом, ассоциативным мышлением, сложившимся в результате обсуждений, пояснений, бесед. Этому во многом способствует метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперёд» и «возвращения к пройденному»). Составители учебных пособий для начальной школы Е. Критская, Г. Сергеева и Т. Шмагина успешно использовали его при составлении материалов своего учебно-методического комплекта.
Безусловно, музыка, связанная со словом, более доступна для восприятия начинающими слушателями. И, конечно, самым простым и понятным жанром вокальной музыки является песня. Работа над песней – особенно любимый детьми раздел урока. До последнего года обучения они могут прерывать ход урока фразой: «А мы петь сегодня будем?»
Песенный репертуар педагогу необходимо тщательно отбирать в соответствии с целями и задачами урока. В идеальном варианте песня, исполняемая или разучиваемая на занятии, должна быть связана с его темой или органично вытекать из предыдущего раздела. Например, если урок посвящён интонации, то логическим продолжением теоретической информации может послужить работа над песней «Кто дежурная?» Д. Кабалевского или «Игра» В. Шаинского, в основе которых лежит принцип вопросо-ответных структур.
Важным аспектом работы над песенным репертуаром является воспитание исполнительских навыков у учащихся. Необходимо, чтобы дети стремились передать образное содержание исполняемых песен, чутко реагировали на изменения в тексте и откликались при исполнении разнообразием динамического плана или темповыми изменениями.
Одной из наиболее полезных и интересных форм работы над песенным репертуаром является проговаривание текста в ритме песни. Это развивает ритмическое чувство, формирует артикуляционные навыки. В усложнённом варианте возможна смена динамического плана в куплете и припеве, (например, куплет произносить «форте», а припев «пиано»), или изменять динамику в любом месте произвольно по выбору педагога, подающего условный знак (например, кивок головы).
Следующей ступенью в познании вокальной музыки является знакомство с песнями своего народа и с романсами русских композиторов. Такие несложные русские народные песни, как «Солнышко», «Ты, берёзка», «Радуга», «Ты не пой, соловей» могут стать полезным материалом для распевок на уроках с сопровождением и а cappella, в одноголосном варианте и каноном.
С учащимися младших классов можно продолжить работу, которая начиналась в группах детского сада – «разыграй песню». Такое общение с русской народной песней восходит к обрядовому действу, присущему народному творчеству. Внимательно вчитываясь в текст песни, или проговаривая её содержание, детям предлагается передать в движении её сюжет. Среди игровых песен можно выделить наиболее понятные для младшего школьного возраста: например, «А я по лугу», «Земелюшка-чернозём», «По малинку в лес пойдём», «Пойду ль я, выйду ль я», «Со вьюном я хожу». Можно составить из них попурри, включая по несколько куплетов разных песен. Инсценирование в народных костюмах ещё более усилит эффект приобщения к исконно русскому обряду. Подобные занятия воспитывают в детях чувство патриотизма, любовь к народному искусству, формируют гражданскую позицию.
В учебном пособии Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной введена рубрика «Звучащие картины». Представленные репродукции известных произведений живописи погружают детей в атмосферу различных эпох, помогая почувствовать национальный колорит «звучащих» с полотен музыкальных произведений, их принадлежность к народной или профессиональной музыке.
Жизнь даёт для песни образы и звуки. Подтверждением этой мысли служит картина К. Петрова-Водкина «Полдень», размещённая в учебнике для 4-го класса. В своём полотне художник дал панораму жизни русского крестьянина.
Труд в поле, материнство, любовь, похороны – вечные сюжеты различных жанров русских народных песен. Неразрывная связь народной песни с жизнью находит подтверждение и в живописи, и в содержании песен. Целесообразно сопровождать просмотр фрагментов подобной репродукции звучанием сюиты, составленной из русских народных песен. В дальнейшем учащимся можно предложить выбрать, какая песня более созвучна той или иной части картины.
Вопрос к учащимся («Каким картинам соответствует народная, а каким композиторская музыка?») рассчитан на воспитание чувства стиля учащихся. Сравнивая картину И. Левитана «Вечерний звон» с одноименным романсом какого-либо русского композитора дети приходят к выводу о том, как можно воплотить с помощью разных выразительных средств одно и то же содержание. Таким образом, приходит осознание взаимосвязи и взаимопроникновения, то есть синтез искусств. Умение слышать музыку, звучащую с картин, - это уже проявление слушательского профессионализма.
Первое знакомство с оперой происходит на материале популярных детских опер М. Красева «Муха-цокотуха» и А. Рыбникова «Волк и семеро козлят». Элементы театрализации или постановка оперы целиком оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. Как правило, работа протекает при непосредственном участии и помощи родителей: разучивание ролей, изготовление костюмов, накладывание грима, репетиции и сама постановка выливаются в праздничное действо, которое можно сохранить, засняв на видеокамеру. Просмотр, спустя год и более, вызывает необыкновенное оживление. Процесс репетиций и постановки объединяют детей, родителей, преподавателей, рождают доверительные отношения, развивают творческий потенциал детей и остаются в памяти на долгие годы.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т. д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. И в заключении хочется сказать словами В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»[1].